Овнатанян. Армянская живопись


Два столетия, начиная со второй половины XVII века, продолжалась творческая деятельность семьи Овнатанян, которую составили пять поколений художников, работавших в монументальной и станковой живописи. За это время было создано много прекрасных полотен и миниатюр, ставших достоянием армянской культуры. Своим творчеством семья внесла неоценимый вклад в армянское изобразительное искусство.

Овнатан Нагаш (Нагаш с перс.художник; 1661, село Шорот Агулисской области, — 1722, там же) — армянский художник, поэт, основатель знаменитого рода художников Овнатанян. Жил в Вагаршапате (Эчмиадзине) и Ереване, ему и его сыновьям принадлежит роспись интерьера Эчмиадзинского кафедрального собора, выполненная к 1721 году. В 1710 переехал в Тифлис, где помимо художника стал ещё и придворным ашугом. Овнатан Нагаш является автором более ста сатирических, застольных, назидательных песен. в 1983 году в Ереване издан сборник его стихов на армянском языке.
Овнатанян Арутюн (1706-?) — младший сын и ученик Овнатана Нагаша родился в Ереване, с 1710 в Тифлисе. Вместе со своим братом Акопом и отцом украшали миниатюрами рукописные книги, расписывали вместе с отцом собор в Эчмиадзине.

Овнатанян Акоп (1692-?) — сын и ученик Овнатана Нагаша, родился в Ереване, с 1710 жил в Тифлисе. Вместе с отцом и братом Арутюн Овнатанян(1706-?) украшали миниатюрами рукописные книги, расписывали вместе с отцом собор в Эчмиадзине.

Овнатан Овнатанян (около 1730—1801, Тбилиси) — живописец, сын Акопа Овнатаняна, придворный художник Ираклия II, в 1782—1786 с учениками восстанавливал и дополнял сделанную в 1721 году его дедом Овнатаном Нагашем роспись собора в Эчмиадзине. Также его перу принадлежит роспись церкви Норашен, завершенная его сыном Мкртумом. Тематика этих интересных росписей — разнообразный растительный орнамент, выполненный в оранжево-красных и сине-лиловых тонах. Исполнил (для того же собора) серию изображений святых и композиции на евангельские темы, часть из которых ныне хранится в картинной галерее Армении.

 Овнатанян Мкртум (Авнатамов, 1779-1845) — живописец, сын Овнатана Овнатаняна, жил и работал в Тбилиси. Писал церковные картины, исполнил серию изображений армянских царей и военачальников, самая известная из которых «Царь Трдат», хранится в Картинной галерее Армении. Помогал своему отцу восстанавливать и дополнять роспись собора Эчмиадзина, сделанную еще его прадедом Овнатаном Нагашем. Закончил начатую Овнатаном Овнатаняном роспись церкви Норашен. Также выполнял живописные работы и в Сионском соборе. Мкртум Овнатанян наряду с другими представителями своего рода внес неоценимый вклад в дело становления армянской живописи. Его работы пропитаны любовью к национальным традициям и истории. Умер Мкртум в возрасте 66 лет в городе Тбилиси. Похоронен там же, на армянском кладбище Ходживанк.

Армянская живопись





 Акоп Мкртумович Овнатанян (Яков Никитич Авнатамов) младший (1806—1881), открыл новую страницу в многовековой истории армянского искусства. Являлся самой яркой фигурой из среды тифлисских художников XIX века. Он принадлежал ремесленной династии нагашей, расписывавших храмы и писавших миниатюры. Акоп Овнатанян стал одним из первых мастеров станкового светского портрета, писал в технике масляной живописи, соединяя реалистическую манеру с утонченностью, свойственной армянской миниатюре.

Он был одним из первых армянских художников, который в своих картинах не охватывал религиозные темы, которые были основными в армянском изобразительном искусстве на протяжении долгих лет.
Акоп Овнатанян оставил после себя большое число портретов своих современников. Он был не только основателем армянского портретного искусства и одним из самых выдающихся художников, но и одним из лучших европейских портретистов.

Акоп Овнатанян родился в Тифлисе, получил свое образование от своего отца Мкртума Овнатаняна, который был церковным художником. Когда ему было 23 года, он уехал в Петербург (Россия) с целью поступить в академию изобразительного искусства. Но его не приняли из-за его возраста.

Акоп Овнатанян был очень популярен в Тифлисе как портретист. Но вскоре из-за обилия появившихся фотографий он перестал пользоваться популярностью. Его работы были открыты заново после его смерти в 1920 году. В числе его шедевров такие работы как портреты Натали Теумян, Гурбенковой, Карадьян, Аствацатура Саркисяна и католикоса Нерсеса Аштаракеци.

Армянская живопись




















Армянская живопись


Комментариев нет:

Отправить комментарий