Вьетнамский «Сумасшедший дом»

Похоже, что Хундертвассер, Дали и Гауди могут покурить в сторонке. Потому что отель «Сумасшедший дом» недаром вошел в десятку самых странных зданий мира.
Каждое строение в нем уникально, каждая комната неповторима. Впрочем, как и история его создания.
Потому что придумала и построила этот отель дочь генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама, что, по-моему, только добавляет сюда еще одну толику безумия.
Итак, архитектором сего творения является вьетнамка Данг Вьет Нга (хорошее имя, говорящее: Вьет – это коренная народность Вьетнама, а Нга – Россия). Ее биография во многом определена тем, что она – дочь Чыонг Тиня, долгие годы бывшего правой рукой Хо Ши Мина, поэтому я немного расскажу и о нем.
Интересно, что Чыонг Тинь, что означает «Великий поход», – это псевдоним, взятый им еще в юности, в период увлечения идеологией Мао. Правда, в результате этого увлечения и его аграрной реформы в стране начался голод, и после советско-китайского раскола за этот уклон его понизили в должности. Но в 80-е годы он снова вернулся и стал президентом Вьетнама. Настоящее его имя – Данг Суа́н Кху (у вьетнамцев фамилия всегда стоит первой).
Данг Вьет Нга родилась в Ханое в 1940 году, но прожила 14 лет в России. С 1959 по 1972 год она училась в Москве, в МАРХИ и в аспирантуре при нем, защитила кандидатскую диссертацию по архитектуре и в результате… привезла домой любовь к стилю и идеологии хиппи.
После возвращения во Вьетнам она работала в Ханое, много лет занимаясь проектированием зданий по заказу государства (обычных, не сумасшедших зданий).
А потом поселилась в Далате, очаровавшем ее прохладным горным климатом, изумительными пейзажами и приятным нравом местных жителей. И в 1990 году начала здесь строительство своего любимого детища под названием «Лунная вилла», задуманного ею как гостиница для влюбленных.
Она декларирует, что миссия здания – вернуть нас к природе, во многом уничтоженной предыдущими поколениями (да и нашим тоже).
Архитектура виллы, действительно, перенасыщена элементами природы – как растительного, так и животного мира.
Пещеры, корни деревьев, лианы, лабиринты… Кажется, здесь нет ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Вот переход из одного здания в другое, выкрашенный под корову, да еще и увитый лианами и истекающий молоком…
Сплошные изгибы, переплетения и лабиринты – разительный контраст с типичными вьетнамскими домами с их узкими вытянутыми вверх фасадами 3–5-метровой ширины, стыкующимися плотно друг к другу. Я их еще покажу потом, они тоже очень красивы… но по-другому.
Здесь главенствуют округлые формы и полная непредсказуемость – никогда не знаешь, что ждет тебя впереди, вилла переполнена укромными уголками и неожиданными поворотами, спусками и подъемами.
Откуда взялось второе название: архитектурное строение было настолько фантастично, что первые гости, посетившие его, восклицали «Crazy house!», что в переводе означает «сумасшедший дом!». С тех пор его так и называют.
Кстати, местные жители много лет были уверены, что в России именно так и строят
Лестницы здесь тоже необычны – Вьет Нга очень любит делать их в виде пеньков.
Каждый из десяти номеров в отеле посвящен своему тотемному животному, причем они символизируют и определенную страну: так, например, медведь выше – это Россия (вы, наверно, заметили там мотивы русской избы), тигр – Китай (он будет позже), а этот орел (или, скорее, тукан?) – Америка. Может быть, Южная, судя по другим деталям.
Номера обставлены уникальной мебелью. Каждое животное-тотем – это еще и камин.
Вилла все время меняется, прямо как живой организм, за 22 года она еще не до конца достроена. Недавно закончили сооружать переходы между корпусами. Под стеклянным куполом – подземные этажи, они еще совсем не готовы.
Комнаты оборудованы современными санузлами, но тоже в интересном дизайне. А над кроватями часто расположены зеркала – Вьет Нга считает, что это способствует любви.
Все десять номеров сдаются для проживания, причем за относительно небольшие для иностранцев деньги – около ста долларов за ночь.
Вот только с наступлением темноты из номера лучше не выходить, особенно в нетрезвом состоянии: из-за непередаваемой геометрии переходов я там несколько раз капитально заблудилась, даже будучи трезвой и при дневном свете
Кроме того, постояльцам нельзя днем полностью закрывать двери в номера, можно только ограничивать доступ в комнаты, а туристов здесь каждый день несколько сотен, как минимум, поэтому на день жильцы куда-нибудь выезжают. Но я все равно хотела бы провести здесь хотя бы одну ночь, жаль, время не позволяло.
Умывальник. Над ним можно медитировать несколько часов.
Здесь есть не только большие здания. Вот отдельно стоящий коттедж с миниатюрными двухэтажными апартаментами. Вообще, номера очень разные по размеру – есть для больших семей, а есть для влюбленных пар.
Этот маленький. На первом этаже справа – вход в туалет, слева – лестница на второй этаж. Рядом есть еще небольшой стол и все. Спальня на втором этаже. Но пространство так замысловато организовано, что тесноты не замечаешь.
Вход в соседний корпус. Кстати, я нашла еще и ряд пещерок (или даже дупел) с маленькими столиками и скамеечками – видимо, для встреч и бесед.
И все это не только невероятно, это еще и очень красиво.
А вот и сама Данг Вьет Нга (эта фотография не моя, но я очень хочу ее вам показать). Ей 72 года, и она до сих пор одевается в стиле хиппи, неплохо говорит по-русски, ездит на стареньком советском автомобиле и продает билеты в кассе своей виллы, а свободное время проводит с бойфрендом.
Жаль, что я ничего этого не знала, когда мы туда приехали. У меня и в мыслях не было, что мы можем встретиться с самим автором. Но если вы туда попадете, уже прочитав мой пост, у вас будет шанс познакомиться с одной из самых выдающихся женщин в мире!
И какое счастье, что власти не снесли ее виллу, как они поступили в свое время с «домом сотни крыш» другого такого же безумного архитектора. Просто у него не было такого папы. Сейчас его дом уже хотят восстановить…

Комментариев нет:

Отправить комментарий