СТАРЫЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМА - СЕКРЕТЫ АРМЯНСКОГО КВАРТАЛА


Недавно мне довелось совершить воистину уникальную прогулку по армянскому кварталу Старого города Иерусалима. Армянская община в Израиле - очень скрытная, поэтому увидеть достопримечательности их квартала - большая удача, ибо обычно их не открывают для посторонних глаз. Старинные армянские мозаики, подземные капеллы в пещерах, закрытые наглухо монастыри и гробницы - это лишь небольшая часть скрываемых за массивными засовами секретов. Так что прошу пожаловать)



Начнем мы с "Птичьей" мозаики, которую также называют "Армянской мозаикой"



Находится мозаика на улице Ха-Невиим, одной из центральных и безусловно самых интересных эспланад Иерусалима. Мозаика находится в другой части улицы, ближе к Старому городу (неподалеку от Шхемских ворот, также называемых Дамасскими). Когда-то здесь был квартал Кирия Неэмана (впоследствии его называли «Дома Нисана Бека»), однако в ходе Войны за Независимость его разрушили, а на руинах построили арабские особняки. Именно здесь и скрывается это чудесное произведение искусства.



Говорят, что эта мозаика – одна из четырех, найденных в этих местах в Иерусалиме. Я знаю про еще одну мозаику, скрывающуюся в Вознесенском монастыре на Елеонской горе (Елео́нский Спа́со-Вознесе́нский монастырь). Там я когда-то таки был под предлогом что я православный ортодокс, но к самой мозаике меня не допустили, и она была неуслужливо прикрыта ковриком от посторонних глаз.



Вот что мне удалось заснять тогда, поэтому похоже процесс покорения придется повторить. Про две другие армянские мозаики я не знаю ничего и буду очень рад, если кто-то захочет меня просвятить по теме.



Размеры мозаики - 7 на 4 метра. Обнаружили ее в 1894 году в ходе проведения работ по закладыванию основ для дома. Работы были сразу прекращены (именно поэтому мозаика так хорошо сохранилась, и практически не пострадала – видно два места, где начали делать работы), и власти пригласили двух немецких археологов для проведения раскопок. Во главе мозаики была обнаружена надпись на армянском, гласящая «В память всех армян, чьи имена осталось неизвестными, и их знает только Бог». Это, а также стиль в котором выполнена мозаика, указывают на то, что работу осуществляли армянские мастера. Когда стало ясно, что речь идет об «армянской» мозаике, армянская патриархия выразила желание купить дом, и в итоге ей это удалось.



Два "пятна" которые мы видим - это места где начали проводить работы до обнаружения мозаики. Только в этих точках она и пострадала, кроме этого сохранность мозаики воистину изумляет. Есть много споров насчет того, когда было создано сие произведение искусства. Многие датируют мозаику примерно 550 годом, поскольку именно тогда есть свидетельства  армянского присутствия в Иерусалиме, однако сами армяне утверждают, что церковь и мозаика гораздо древней. В любом случае армянский алфавит был изобретен в 404 году, так что этот год – самая ранняя дата возможного сотворения мозаики.



Надпись на мозаике означает, что она украшала пол погребальной капеллы - распространенная практика армянских церквей в византийскую эпоху. Эту теорию подтверждает также пещера, найденная под мозаичным полом, и в ней останки человеческих скелетов, кости, и свечи, которые зажигали в память о мертвых.



На "Птичьей мозаике", как можно догадаться из названия, изображены в основном птицы. 39 круглых медальонов украшены  виноградными лозами в квадратной рамке стиля "коса". Мозаика симметрична - у каждой птицы справа есть "партнер" слева, кроме птиц на центральной оси. Искусство византийской мозаики развилось в Эрец-Исраэль в середине пятого века под влиянием восточного искусства, которое обычно, какбэ это сказать, "упрощало" изображения, делая их "плоскими". Поэтому у птиц на армянской мозаике нет "глубины" и перспективы, которые свойственны греческим и римским мозаикам, обычно выполненным в "трехмерном" стиле а-ля 3D



Амфора, окруженная двумя павлинами во главе мозаики - распространенный мотив византийского мозаичного искусства. Подобного рода изображения можно также встретить в древней церкви в Нагарии (угадайте направление моего следующего путешествия) и в византийской церкви в Севастополе (туда я пока не собираюсь, хотя чувствую и там немало интересного). Из амфоры выходят ветви виноградной лозы, обрамляющие медальоны. Всю мозаику украшают многочисленные грозди винограда - тоже распространенный мотив, примеры которому можно найти, например, в потрясающем мозаичном полу, украшавшем древнюю синагогу в Маоне -http://lorien22.livejournal.com/291661.html, где я таки да был, и в Газе, где побывать чуть сложнее. То есть я конечно был на границе во время войны, о чем как раз был мой предыдущий пост -http://lorien22.livejournal.com/297690.html, но тогда посмотреть мозаику не было во главе моих приоритетов. Впрочем ее услужливо вывезли из Газы в Музей Доброго Самаритянина -http://lorien22.livejournal.com/294027.html, так что если вам интересно, то увидеть ее можно без особых страстей, приключений и проблем.



Дальше мы видим изображения разных птиц - голубей, гусей, аистов, настоящих ласточек (очевидно есть и не-настоящие), какого-то корэ мидбари, который, как я понял, обитает только в Израиле (есть вариант, что речь идет о кеклике - орнитологов прощу в меня не стрелять, за что купил, за то и продаю), и фазанов. Армянские художники любили использовать мотивы из природы - деревья, цветы, птицы и животные, и их до сих пор часто можно видеть на армянской керамике.



Любопытная центральная ось, где изображения резко отличаются. Мы видим корзину с фруктами, своеобразный дар-подношение в храм, над ним птицу, похожую на пеликана, затем маленькую амфору с большой ракушкой, над ней орел, а над ним любопытное изображение птицы в клетке. Поскольку мы уже установили, что пол украшал погребальную капеллу, птицы изображают души умерших, уже передших в следующий мир. Птица в клетке символизируют душу, которая еще томится в этом мире, и пока не добилась своего права попасть в рай. Над этим изображением корзина с виноградными гроздьями - очевидно еще одно подношение в храм, а последний медальон над ним изображает двух голубей. Это единственный раз, когда пара птиц изображена вместе в одном медальоне.



Наверху над надписью мы видим корзину с хлебом. Это христианский мотив, символизирующий обряд евхаристии, в ходе которого происходит пресуществление - вино превращается в кровь Христа, а хлеб - в тело Христа.



Многие сравнивают армянскую птичью мозаику в Иерусалиме со знаменитой Птичьей мозаикой в Кейсарии - http://lorien22.livejournal.com/295912.html, однако несмотря на некоторую схожесть в стиле и в отображенных птицах, связи между мозаиками нет. Медальоны иерусалимкой мозаики обрамлены гроздями винограда, птицы все повернуты к центру, и здание служило для религиощных нужд, в то время как мозаика в Кейсарии украшала пол дворца богатого римского патриция, она втрое больше иерусалимской, имеет каменное основание, и все птицы в нем повернуты влево. Также пока не выяснилось, кто именно создал мозаику в Кейсарии, и нет никаких доказательств, что к ней приложили руку армянские мастера.



На этом мы заканчиваем рассказ про сий потрясающий шедевр, и отправляемся дальше. Кстати искать мозаику - дело очень увлекательное, и я предоставлю вам самим возможность найти этот клад. Дам только небольшую подсказку - скрывается она вот за этой дверью)



Удачи!) А мы отправляемся в следующее секретное место, обычно не доступное для посторонних - Капеллу Св. Вартана.



Находится эта капелла внутри главной христианской святыни Иерусалима - Храма Гроба Господня.



Про ХГГ рассказывать не буду, ибо все и так все знают, но что имеет отношение к нам - храм разделен на три части. Есть Греческая, есть армянская и есть католическая. Друг с другом они дружат настолько, что ключи от храма вообще находятся у мусульманской семьи (одной из главных, про которые я рассказывал в ходе прогулки по арабским кварталам Иерусалима -http://lorien22.livejournal.com/293568.html), представитель которой каждый день открывает и закрывает его. Вход в капеллу Св. Вартана - через дверь капеллы Св. Елены.



В 1970-1971 годах здесь проводили археологические раскопки, в ходе которых обнаружили пещеру и останки зданий II и IV века. Ведется спор, находится ли здесь постамент храма Адриана, который он возвел здесь во втором веке, или это уже постамент самого ХГГ, который, как известно, построили позднее.



Мне понравилось высеченное на этом камне имя Арсена Вардана. Интересно - может он потомок того самого святого Вартана?)



В главной комнате есть две достопримечательности. Главная из них - граффити римской торговой лодки времен I века, и на нем надпись: "DOMINE IVIMVS" ("Бог наш, мы идем"). Если я правильно понял, это граффити, в армнском поверии, доказывает, что Иисус похоронен внутри стен Старого Иерусалима, а не снаружи - например в Садовой могиле (Ган ха-Кевер) -http://lorien22.livejournal.com/192893.html, как верят другие. Также это доказывает, что здесь было римское сооружение до Константинской базилики.



Рядом мы видим новый алтарь в честь Св. Вартана или Вардана Мамикомяна - национального армянского героя.



Вардан был генералом и предводителем восстания армян против иранских Сасанидов, пытавшихся навязать им зороастрийскую религию. Армяне под предводительством Вардана смогли победить персов и отстоять право оставаться христианами.



Последний взгляд на пещеру, в которой находится капелла Св. Вартана



И выходим из Храма Гроба Господня



Обратите внимание на деревянную лестницу над входом. Она тоже принадлежит армянам, и находится на этом самом месте уже двести лет, или что-то около того. Я не помню всей истории, но недавно был большой скандал, когда греческий монах как то запрыгнул на подоконник и умыкнул лестницу)  Но потом ее вернули, и водрузили на прежнее место.



В ХГГ есть еще одна армянская капелла, которую на не показали, но над ней есть армянский крест, о котором тоже хочу малость рассказать.



Как мы видим, армянский крест - не типичный "голый" крест, как в основном принято у христиан. Армяне верят что крест - не только символ смерти, но и символ жизни, перерождения Христа после распятия. Поэтому их крест, как мы видим, более изобилует деталями, в данном случае даже украшен гроздями винограда, и вообще более богат на орнамент.



Это фото не имеет отношения к армянскому кварталу,мне просто понравились львы, украшающие вход в Муристан. Прочитать про посещение этой церкви, а также полюбоваться редкими видами с крыш Старого города можно здесь - http://lorien22.livejournal.com/188546.html



Всюду в армянском кввартале можно увидеть вот такие вот плакаты, про Геноцид армянского народа. Тема эта очень сложная, и развивать ее здесь я не очень хочу. Но игнорировать ее тоже не хочу, поэтому, как говорят, я фотографию выставлю, пусть здесь будет.



Территория кладбища, на которой находятся могилы армянских патриархов.



Я вообще-то к могилам и кладбищам равнодушен, но тут можно увидеть образцы типично армянской керамики, которая всегда красива - http://lorien22.livejournal.com/265121.html



Дальше нам показали еще одну любопытную капеллу



Опять мы видим армянскую керамику. А камень в центре - якобы плита, которой накрыли гроб Иисуса.



Я вообще-то имею предубеждение против кладбищ (очевидно мысль о неизбежном попадании на одно из них не добавляет красок моему существованию), но иногда они очень пасторальны.



И тут можно найти грозди винограда)



Настроенческий кадр, кладбищем навеянный



Ну а теперь переместимся, собственно, на территорию армянской патриархии.



Тут есть вот такое любопытное здание,значение которого я не уяснил, но оно мне понравилось настолько, что я сфотал его со всех ракурсов.



Есть библиотека, в которой находится более полумиллиона книг.



Армянское искусство радует в любом своем проявлении



Поскольку в главном армянском монастыре - соборе Св. Иакова, который по английски почему-то называют Сент-Джеймс, проходит реставрация, службы в эти дни проходят в другом месте - монастыре Св. Архангелов



Этот монастырь, как и все остальные места в посте, тщательно оберегают от посторонних глаз. Вообще армянская община Иерусалима очень закрытая и крайне ревностно оберегает свое личное пространство.



Мне понравилась картинка ангелов на стене - как будто взятая из третьих Героев (для тех, кто в теме). А может и наоборот))



Здесь находился дом бывшего первосвященника Ханана (некоторые так и называют это церковь - Церковь Ханана), и именно сюда, согласно христианской традиции привели пленного Христа сразу после ареста. Входим внутрь



А вот и та самая "комната", куда поместили арестованного Христа



Всем по короне)



Отец Корион спел нам отрывок из молитвы. Потрясающий голос.



Он кстати рассказал нам, что хороший голос и слух - часть требований при поступлении в духовную семинарию армян) То есть тебя наверное примут и без этого, но кто не любит и не умеет петь - ему будет очень тяжело, так как большая часть дня посвящена именно этому.



Вообще отец Корион - отличный "дядька" (да простит он мне эту фамильярность), с хорошим ивритом и отличным талантом рассказчика, кроме всех прочих. Огромное ему спасибо. Напоследок - вид на армянский квартал сверху.



Это было одно из моих самых уникальных путешествий даже в богатом на секреты Иерусалиме. Побольше бы таких приключений.


2 комментария:

  1. Спасибо за путешествие!С интересом посмотрела весь материал!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за хорошие фотографии. Чего не скажешь о хамском тоне комментариев — в точности, как у турок в Константинополе. Интересно, кто кого учил?

    ОтветитьУдалить