Наследие Иеронима Босха: теперь в версии музея Прадо

В ответ на ретроспективу в Хертогенбосе испанцы выдвигают свои козыри
10 ИЮНЯ 2016


Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504–1505 / Berlin,Gemäldegalerie,Staatliche Museen zu Berlin


По крайне мере так заявляют ее организаторы, хотя в начале мая в родном городе художника голландском Хертогенбосе закрылась первая в марафоне Босхианы этого года выставка, куда удалось заполучить 20 картин и 19 рисунков мастера (для сравнения: в Прадо — 25 картин). ГолландскаяИероним Босх. Видения гения, сопровождавшаяся к тому же суперсовременными интерактивными эффектами, имела оглушительный успех: ее посетило более 420 тыс. человек. Хотя такую популярность можно объяснить неспадающим интересом зрителя к инфернальным видениям самого загадочного художника в истории искусства, свою лепту внес и скандал голландцев с Прадо.

Специально созданная к памятной дате Иеронима Босха (1450–1516) команда голландских экспертов за почти десятилетие обследовала с использованием новейших средств все наследие художника, практически никогда не подписывавшего свои работы, и сделала ряд сенсационных заявлений, в частности о том, что две картины — Святой Антоний и Извлечение камня глупости — из трех, которые согласился прислать на выставку Прадо, на самом деле никакой не Босх, а мастерская или последователи, соответственно, и датировки сильно передвинулись. В ответ Прадо отказался посылать эти две картины, но обе они вошли в мадридскую выставку — разумеется, как работы Босха. Помимо них и других произведений художника из коллекции Прадо, самой большой в мире, в Мадрид прибыли картины и рисунки из других мировых собраний: Альбертины и Музея истории искусств в Вене, Лувра, Дворца дожей в Венеции, Музея изящных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи в Вашингтоне. Главное же украшение выставки, несомненно, — знаменитый триптих Искушение святого Антонияиз Музея старого искусства в Лиссабоне, практически не покидающий его стен.

Экспозиция выстроена не хронологически, а по главным темам нидерландского мастера: Ад, Семь смертных грехов, Искушения. Что объяснимо: эксперты до сих пор не могут выстроить стилистическую эволюцию этого художника-одиночки, появившегося со своими видениями человеческих пороков и неминуемых страшных наказаний за них словно ниоткуда или, может, из самой преисподней. Но очертить контекст и источники, из которых Босх, возможно, брал «фактуру», устроители выставки все же попытались. Экспозиция из шести разделов начинается с его родного Хертогенбоса и его современников Аларта дю Хамеля и Арьена ван Вессела. Полотна Босха соседствуют с картинами, гравюрами и миниатюрами на схожие темы и других его современников, что, по замыслу кураторов, должно помочь зрителю разобраться, что и откуда взялось.

Но даже специалисты до сих пор спорят о символике и источниках босхианского ада. Что говорить о простом зрителе? Но, возможно, именно за эти не поддающиеся расшифровке видения так любили Босха те же сюрреалисты, считавшие его своим предтечей, и любит сегодня неискушенный зритель? Тайна куда более притягательна, чем ее разгадка, — и это случай Босха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий