Портрет ребенка, долгое время считавшийся произведением Антона Рафаэля Менгса, оказался работой шурина Гойи

Портрет ребенка, долгое время считавшийся произведением Антона Рафаэля Менгса, оказался работой шурина Гойи, Франсиско Байеу-и-Субиаса, придворного живописца Карла III. Личность девочки тоже удалось установить



Франсиско Байеу-и-субиас. «Портрет Марии Терезы дель Кастильо». 1767–1770. Сourtesy of Meadows Museum, Dallas

Изучив недавно приобретенный далласским Музеем Мидоуза испанский портрет XVIII века, ученые заключили, что это работа кисти Франсиско Байеу-и-Субиаса (1734–1795), придворного живописца Карла III и шурина Франсиско Гойи. Ранее детский портрет, находившийся в частном собрании и за последние 80 лет выставлявшийся лишь дважды, долгое время считался произведением Антона Рафаэля Менгса, наставника Байеу.

Николь Ацбах, куратор Музея Мидуоза, рассказала, что новую атрибуцию холста произвели «ведущие специалисты по Байеу и Менгсу»: Артуро Ансон Наварро из Сарагосского университета, специализирующийся на творчестве Байеу, и эксперт по Менгсу Хавьер Хордан де Урриес из Королевского дворца в Аранхуэсе. «Оба они пришли к однозначному выводу, что это работа Байеу», — говорит она.

По мнению Ацбах, предыдущая атрибуция Менгсу возникла из-за тесных рабочих контактов между живописцами (именно он привез Байеу в Мадрид для совместной работы над росписью потолков в королевском дворце). Куратор также пояснила, что в этом портрете «просматривается неоклассический стиль Менгса, что позволило предположить его авторство».

Благодаря подписи на под­рамнике Ансону Наварро удалось установить личность модели. Ею оказалась Мария Тереза дель Кастильо. Исследование архивов XVIII века показало: во время работы над портретом (то есть между 1767 и 1770 годом) дочери маркиза было около семи лет. Имя ее отсутствует в более поздних документах, из чего можно заключить, что она не дожила до зрелого возраста, «а связи ее отца с королем объясняют, каким образом ему удалось заказать Байеу этот портрет», говорит Ацбах.

Это приобретение — особая удача Музея Мидоуза, поскольку за пределами Испании портретов кисти Байеу почти нет. Кроме того, он дополняет находящиеся в музее работы Гойи. Музей приобрел полотно на частных торгах испанского аукционного дома Alcalá. Картина в прекрасном состоянии: специалисты Alcalá очистили ее, чтобы черты модели были лучше видны. После покупки далласский музей отправил холст реставраторам из Художественного музея Кимбелла в соседнем Форт-Уорте, которые «слегка почистили его, чтобы сделать заметнее детали занавеса и пейзажа за окном».

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4184/

Комментариев нет:

Отправить комментарий