Прикладное искусство. Африканские маски

http://www.risunoc.com/2017/03/afrikanskiye-maski.html

Африканские маски всегда окружены своеобразным ореолом тайны и мистики. Внешний вид и элементы их декора заставляют европейского человека ощущать восхищение, любопытство и, вместе с этим, некий суеверный трепет. Для большей части африканцев же маска является неким подобием книги, рассказывающей интересную историю.

Одним из замечательных примеров может служить то, что житель Африки может без особого труда определить, откуда родом та или иная маска, а также какую тайну она в себе хранит. Так одно из самых больших и древних племён, которое расположилось в западной части Африки на территории республики Мали, носящее название Бамбара, отдаёт предпочтение маскам, носящим «воинственный» характер. Это вполне резонно, так как представители этого племени свято верят в то, что суровые духи-хранители берегут традиции от влияния колонизаторов. Так же они уверены, что маски, изображающие сказочных зверей помогают остаться в живых в неблагополучных условиях охотникам и земледельцам. Зооморфный дух Чи Вара, который, по легенде, обучил сельскому хозяйству народы, является одним из самых популярных.


Иной раз маски, свойственные для Восточной или Центральной Африки, путешественник может обнаружить в другом участке континента. Это объясняется тем, что в прошлые времена кочевые народы обменивались обычаями создания и использования масок, а в нынешнее время это совершают мигранты.

Ритуальные маски народов Африки отличаются своей красочностью, и создаются они по жёстким канонам. Каждая из них тесно связана с конкретным божеством или духом, а также благоволит определённому событию, а значит и должна обладать соответствующим образом. Жители племён свято верят в то, что если ритуал, в котором участвовала новая маска, был проведён удачно, а результат оправдал все ожидания, это значит, что работа мастера, который есть почти во всех племенах, была одобрена древними духами. Считается, что после такого удачного обряда, маска получает сверхъестественные способности, которые недоступны обычному человеку, а также обретает душу. Часто маска «живёт» в специально отведённой для неё хижине, куда при необходимости могут прийти жители племени и обратиться за помощью. К образам духов и богов относятся всегда с должным уважением. Когда маска треснет, считается, что она покинула мир живых. Для неё организуются торжественные похороны, а дальнейшие образы для обряда будут созданы по её подобию. Эта тенденция будет сохраняться ровно до той поры, пока во сне мастеру не придёт видение нового «лица» маски.

Чаще всего основным материалом при изготовлении образа является дерево, лишь иногда за основу берётся слоновая кость. При этом второй материал предназначен для монарших особ.


Для больших праздников, вроде сбора урожая или посвящения молодых людей во взрослую жизнь, изготавливаются специальные крупные маски, а те образы, что поменьше, член племени всегда может иметь при себе, чтобы надеть при надобности и почувствовать поддержку духа.

Считается, что человек, который надевает маску для обряда, на некоторый промежуток времени вручает своё тело духу, который является её хозяином. Самому ритуалу зачастую сопутствует танец, способный ввести исполнителя в транс.

Поскольку каждая маска олицетворяет конкретного духа и определённый ритуал, существует великое многообразие этих образов, вот лишь несколько примеров:

• Полосатая маска. Этот образ предназначен для того, чтобы обрести поддержку со стороны духов предков, которые охраняют племя. Полосы на самой маске являются олицетворением преемственности поколений и помогают в решении давней проблемы между отцами и детьми.

• Маска с волнистыми линиями указывает на персональный жизненный путь человека, который он должен проделать, с высоко поднятой головой. Каждый верный шаг, сделанный на этом пути, зачтётся в мире духов.
• Маска с изображением чёрно-белой клетки непроизвольно может вызвать ассоциацию с доской для игры в шахматы, где каждый ход может стать решающим. Считается, что этот образ оказывает помощь человеку сделать выбор между злом и добром.


Существуют также маски, которые отгоняют злых духов и оберегают тела умерших от посягательств.

Ещё ярким примером защитной маски может выступить образ разъярённой коровы, который в основном используется в Либерии и Кот-д’Ивуаре. При этом никакого отношения к выращиванию крупного скота он не имеет. Маска выполнена в форме шлема и защищает не только голову, но и лицо стражей порядка в экстренных ситуациях, например, при попытке узурпирования власти, во время вооружённого столкновения между племенами или праздничные гуляния выйдут из-под контроля. «Сила» этих масок настолько велика, что, иной раз, стражнику достаточно появиться в толпе, чтобы все беспорядки прекратились.

Несколько веков назад функцию ритуальных масок исполняли карнавальные образы духов и божеств. Это было вызвано тем, что белокожие колонизаторы-христиане не понимали и не принимали ритуальные танцы аборигенов, а после и вовсе стали запрещать праздники на уровне закона. Разумеется, законы местных жителей не сильно тревожили, и они продолжали проводить обряды, однако прятали лица за карнавальными масками, на которых была яркая улыбка, а также не было обрядовой символики. Как итог, нарушители законов уходили безнаказанными, так как их было почти невозможно опознать.


Также немаловажную роль в жизни африканских племён играют тотемные маски, поскольку жизнь народа этого континента очень тесно связана с природой и её «капризами». Считается, что при помощи этого вида образов можно связаться с духами животного мира и попросить помощи или защиты, а также обрести качества, присущие тому или иному представителю фауны.

В цивилизованном мире маски африканских племён являются познавательной и культурной ценностью. Прежде всего, внимание им уделяют различные коллекционеры, а также любители культуры Африки и искусствоведы в музеях.

Ольга Штольц

Источник: ethno-ornament.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий