Тайна «Дамы с единорогом»: Почему картину Рафаэля в начале ХХ века никто не узнал



Слева: Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. Справа: Рентгеновский снимок картины.

В начале XVI века Рафаэль Санти создал картину «Дама с единорогом», вошедшую в «золотой фонд» живописного искусства Высокого Возрождения. Автор и представить себе не мог, что через несколько столетий его полотно изменят до неузнаваемости, а искусствоведы будут спорить, чьему авторству оно принадлежит.




Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. | Фото: hyperallergic.com.

«Дама с единорогом» имеет увлекательную историю. Искусствоведы сходятся во мнении, что эту картину юный Рафаэль написал под впечатлением от увиденного им полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Художник изобразил девушку в том же ракурсе, что и великий мастер, и использовал те же технические приемы. Одна из зарисовок Рафаэля, чудом сохранившаяся в Лувре, косвенно подтверждает эту догадку.




Рисунок из Лувра. | Фото: fb.ru.



Святая Екатерина Александрийская. Картина Рафаэля до реставрации. | Фото: hyperallergic.com.

Рафаэль написал «Даму с единорогом» в 1506 году, а вначале ХХ века ее знали уже как Святую Екатерину Александрийскую. Исследователи спорили, чьей кисти принадлежала картина – Перуджино, Гирландайо, Граначчи?

Разногласиям пришел конец после просвечивания полотна рентгеновскими лучами. Как оказалось, картина имела несколько дописок. В XVII веке девушке дорисовали плащ, целомудренно прикрывавший плечи, а на месте единорога неизвестный художник изобразил разбитое мученическое колесо Святой Екатерины и пальмовую ветвь мученичества.




Рентгеновский снимок картины Рафаэля. | Фото: onlygossip.net.

Дальнейшие исследования раскрыли еще одну тайну. Оказывается, первоначально дама держала на руках не единорога, а собачку. Некоторые считают, что животное переписал сам Рафаэль.




Bestiaire d’Amour. Иллюстрация. | Фото: hyperallergic.com.

В те времена собака считалась символом верности, и ее появление на картине свидетельствовало о скором замужестве. Единорог же олицетворяет чистоту. Согласно древним убеждениям, единорога может поймать только девственница. Итак, автор сам изменил символы, вместо преданности он акцентировал внимание на целомудрии.




Женщина с единорогом. Фреска Studiolo of Giulia Farnese, Италия. | Фото: hyperallergic.com.

В 1959 году картина находилась в ужасном состоянии, и было принято решение о ее реставрации. Специалисты решили снять дорисованные слои. Таким образом, был убран плащ и колесо с пальмовой ветвью. Реставраторы попытались восстановить собачку, но потом отказались от этой мысли. Слишком велик был риск порчи картины. 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/200917/36053/

Комментариев нет:

Отправить комментарий