«Ангелу „Златые власы“» уготовят новую участь

Уникальная икона XII века может переместиться из постоянной экспозиции Русского музея в церковь Михайловского замка


«Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“»). Конец XII в. 48,8х38,8 см. ГРМ. Инв. ДРЖ 2115. Происходит из Румянцевского музея, где считалась произведением Симона Ушакова. Фон иконы, нижняя часть хитона архангела, коричневая опись его головы и «слухи» — живопись XVII в., лежащая на новом грунте

О том, что одна из самых ценных икон конца XII века, написанная, по разным мнениям, византийскими или киевскими, а возможно, новгородскими мастерами, хранящаяся в Государственном Русском музее, может покинуть его постоянную экспозицию, TANR рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Ирина Шалина. Она, в частности, сообщила, что бизнесмен Сергей Шмаков направил на имя директора ГРМ Владимира Гусева уже не одно письмо, в которых сообщает, что для иконы «Ангел „Златые власы“» сделан специальный киот для переноса из музейных залов в пока закрытую церковь Михайловского замка.

Михайловский замок, построенный для императора Павла I, с 1991 года входит в состав Русского музея. Чтобы открыть церковь Михаила Архангела для богослужений, господин Шмаков предлагает отреставрировать ее за счет средств Группы компаний «Сапсан» (один из крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области), владельцем и президентом которой он является.

История взаимоотношений Сергея Шмакова и Русского музея насчитывает уже почти десять лет. По просьбе Русской православной церкви и по разрешению Министерства культуры России в конце 2009 года музей передал на временное экспонирование в церковь в подмосковном поселке Княжье Озеро, застройщиком которого является ГК «Сапсан», икону Торопецкой Богоматери XIV века. В оговоренные сроки икона в музей не вернулась, а еще через два года специальным распоряжением Минкультуры была, по документам, изъята из фондов ГРМ и передана на постоянное хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря. Физически икона остается в подмосковной церкви, а юридически находится на балансе «грабарей».

По словам Ирины Шалиной, неделю назад в ГРМ приезжал министр культуры Владимир Мединский, который попросил показать ему, в каких условиях «Ангел „Златые власы“» представлен в экспозиции. По словам сотрудников музея, условия экспонирования вполне удовлетворили министра.

Как рассказала Ирина Шалина, икона «Ангел „Златые власы“» никогда не была молельным образом, она является частью крупной композиции бывшего деисусного чина, в которой играла свою роль — роль посредника между просящими и образом Спасителя. Делать из нее молельный образ — значит присвоить этой иконе роль, на которую она никогда не предназначалась.

«В своих письмах Сергей Шмаков пишет, что, когда икона будет выставлена в церкви Михайловского замка, со всей России туда пойдут паломники поклоняться этому образу, — говорит Ирина Шалина. — Но почему? Что в этом образе такого, что отличает его от других изображений архангелов, от действительно намоленных русских икон, кроме того, что это шедевр искусства XII века? Это художественный памятник, у нас в стране нет больше ни одной иконы такого типа, и ее надо не только беречь особым образом, но и сделать всеобщим достоянием, чего в пространстве церкви достичь невозможно».

Как сказал в коротком разговоре с корреспондентом TANR Владимир Гусев, директор Русского музея, шум вокруг этой темы поднят напрасно. «Нет предмета для разговора, — сообщил Гусев. — Никто ничего не изымает, это просто волна истерики, неуместных разговоров». Официальную позицию музейного руководства по этому вопросу обещают объявить на будущей неделе.

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, считает, что эту ситуацию спровоцировала позиция руководства ГРМ. «Шмаков здесь ни при чем, на его месте мог быть кто угодно. За все отвечает дирекция музея, — высказал свое мнение Нерсесян. — Наша галерея чуть ли не ежедневно отвечает на такие запросы, мы постоянно объясняем, почему не можем даже на временное хранение передавать куда-то свои экспонаты. И если бы несколько лет назад петербургский музей занял бы твердую, профессиональную позицию, сегодня не пришлось бы снова говорить о защите экспонатов Русского музея».

В Третьяковской галерее была похожая история в конце 1990-х годов. Тогда Церковь просила передать ей икону Владимирской Богоматери для совершения богослужений. Музейные сотрудники настояли на том, чтобы икона из-за ветхого состояния осталась в музее, но одновременно верующим была предоставлена возможность молиться на чудотворный образ. Для этого входящую в комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке церковь Святителя Николая оборудовали музейным климат-контролем и перенесли туда в специальном киоте икону. Туда же по большим праздникам выносят из постоянной экспозиции «Троицу» Андрея Рублева — эту икону РПЦ около десяти лет назад также хотела получить для поклонения верующих в Троице-Сергиевой Лавре, что вызвало серьезное общественное противостояние.

Напомним, что в настоящее время вопросы перемещения религиозных предметов из музеев, а также недвижимости регулируются принятым в 2010 году законом «О возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям».

К моменту публикации материала официальный комментарий ГК «Сапсан» получить не удалось; по словам пресс-секретаря Сергея Шмакова, официальное заявление для прессы пока не готово.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4979/

Комментариев нет:

Отправить комментарий