Дворцу Штиглица возвращают великолепие

Завершается реставрация одного из самых выдающихся зданий на Английской набережной в Петербурге — особняка барона Штиглица




Фрагмент камина в гостиной. Фото: Роман Везенин

Сроки, указанные в техническом задании, предполагают сдачу объекта с 29 сентября по 31 октября этого года. Сейчас, по данным Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ, которая выступает государственным заказчиком реставрации фасадов и внутренних дворов особняка, выполнено уже более 85% от всего объема работ.

Особняк барона Александра Людвиговича Штиглица, одно из самых заметных и выдающихся зданий на Английской набережной, был построен в 1859–1862 годах по проекту архитектора Александра Кракау. Барон Штиглиц — крупный финансист, инициатор создания Центрального училища технического рисования (ныне — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица, в советское время учебное заведение носило имя скульптора Веры Мухиной). В 1887 году дворец был выкуплен в казну для Павла Александровича, младшего сына Александра II, и стал великокняжеским. В 1917-м он перешел в распоряжение Русского общества заготовления снарядов и военных припасов.

Луиджи Премацци. «Особняк барона А.Л.Штиглица. Танцевальный зал». 1870. Акварель. Фото: Государственный Эрмитаж

Первая реставрация здания планировалась еще в 1988 году, для нее были проведены масштабные архивные изыскания; работы тогда начались, но не завершились. В 1990-е появились планы реставрации дворца для нового владельца, компании «Лукойл», — им тоже не суждено было сбыться. В 2011 году дом передали в оперативное управление СПбГУ, однако у университета до реставрации руки дошли только в прошлом году. Был объявлен тендер, который выиграло АО «Ренессанс-реставрация».

Как рассказал корреспонденту TANR производитель работ Андрей Рыжаков, на фасадах внутреннего парадного двора уже установлены кариатиды, но завершится отделка фасадов, скорее всего, лишь в октябре. «Очень много работ надо было увязать между собой, — сообщил Рыжаков. — Это и лепнина, и металлодекор, и скульптура, и все это зависело одно от другого. И конечно, сжатые сроки. Но мы стараемся не выбиваться из графика».

Танцевальный зал. Фото: Роман Везенин

Архитектор Маргарита Штиглиц, потомок известной фамилии, участвовала в подготовке экспертного заключения для будущей реставрации дворца еще в конце 1980-х. По ее мнению, несмотря на то, что особняк давно уже находится в очень плохом состоянии, его все-таки можно вернуть к жизни: «Долгие годы здание передавали разным владельцам, разным инвесторам, но ничего хорошего из этого не вышло. Здание разрушалось, происходили печальные перемены: то не было отопления, то прорывало коммуникации. Но я уверена, что все еще можно восстановить. Тем более что есть богатая иконография, в первую очередь детально воспроизведенные интерьеры на акварелях Гау, немало фотографий, подробное описание».

В прошлом году из особняка Штиглица в Эрмитаж вывезли на временное хранение 13 живописных полотен, которые барон когда-то заказал для оформления дворца. Среди этих картин — ранее неизвестные экспертам произведения Ханса Макарта, Морица фон Швинда, Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера. На протяжении нескольких месяцев они демонстрировались публике на организованной Эрмитажем выставке в Главном штабе. По завершении выставки эти полотна остались в музее, где будут храниться до окончания реставрации особняка, после чего вернутся в родные стены.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4956/

Комментариев нет:

Отправить комментарий