Все новое - хорошо украденное старое: Плагиат, подражание, совпадения, клоны в истории живописи

1.Леон Перро (Leon Bazile Perrault). «Молодая швея». / 2.Евгения-Мария Саласон (Eugenie Maria Salanson). "Рыбачка".

1.Леон Перро (Leon Bazile Perrault). «Молодая швея». / 2.Евгения-Мария Саласон (Eugenie Maria Salanson). "Рыбачка".
В последнее время в мире искусства стало модно любое творческое заимствование называть плагиатом, а то и кражей. Использование мастерами идей, сюжетов, техник, композиционных и цветовых решений, уникальных творческих находок других художников - явление древнее, как само искусство, которому сложно дать объективную оценку.

Плагиат или подражание

Сложно украсть чужую мысль мастера, вынашивающего ее в своей голове, пока он не воплотит ее в жизнь. Присвоить же мысль, приобретшую какую-либо форму, – проще простого. Именно кража и присвоение чужих материалов и есть плагиат, который идет в сравнение с обычным воровством.

1. К.Е. Маковский. Из серии «Русь боярская».<br>2. В.А Нагорнов. «Барыня-Сударыня».

1. К.Е. Маковский. Из серии «Русь боярская».
2. В.А Нагорнов. «Барыня-Сударыня».


Это негативное явление во все времена волновало художников, так как идея, сюжетная линия, композиционное построение и цветовое решение бесспорно являются интеллектуальной собственностью мастера.
1. Адольф-Вильям Бугро. «Пойманная бабочка».<br>2. Никас Сафронов. «Ангел».

1. Адольф-Вильям Бугро. «Пойманная бабочка».
2. Никас Сафронов. «Ангел».


Cуществует множество примеров, когда художники, вдохновляясь работами классиков или своих современников, брали за основу то ли сюжет, то ли композицию и переделывали их на свой лад, вкладывали все свое мастерство и опыт, что в итоге давало произведения, отражающие их творческое индивидуальное видение, а иногда даже превосходили оригиналы.

1. Владислав Чахорский. «Дама в лиловом платье». <br>2. Джованни Коста. «Молодая девушка с цветами».

1. Владислав Чахорский. «Дама в лиловом платье».
2. Джованни Коста. «Молодая девушка с цветами».


В изобразительном искусстве, как пример, это явление можно часто увидеть у английских художников, опиравшихся в своем творчестве на традиции итальянского искусства ХV века эпохи раннего Возрождения. Грешили этим и классики других времен, грешат этим и современники.

1. Харменс ван Рейн Рембрандт «Девушка у окна».(1645). Картинная галерея Далич, Лондон, Великобритания <br>2. Рембрандт Пил «Девушка в окне (портрет Розальбы Пил)». (1846). <br>3. Томас Салли «Девушка в окне».

1. Харменс ван Рейн Рембрандт «Девушка у окна».(1645). Картинная галерея Далич, Лондон, Великобритания
2. Рембрандт Пил «Девушка в окне (портрет Розальбы Пил)». (1846).
3. Томас Салли «Девушка в окне».


По своей сути подражание - это следование какому-либо примеру, образцу. Бывает так, что не имея собственных идей, своей манеры письма, художник использует за образцы уже готовые работы мастеров, лишая себя необходимости работать над увеличением собственного потенциала.

1. Патрик Уильям Адам. «Утренняя комната». (1916). <br>2. Мария Щербинина. «После завтрака». (1990).

1. Патрик Уильям Адам. «Утренняя комната». (1916).
2. Мария Щербинина. «После завтрака». (1990).


1.Адольф-Вильям Бугро. «Сестры». <br>2. Константин Маковский. «Дети, бегущие от грозы».

1.Адольф-Вильям Бугро. «Сестры».
2. Константин Маковский. «Дети, бегущие от грозы».


С другой стороны заимствование идей в живописи имеет позитивное влияние, так как художник, используя их для своей дальнейшей работы, развивает и совершенствует уже воплощенную мысль другим автором. В некоторой степени это толчок к созданию и развитию своей творческой деятельности.

1. Василий Владимирович  Пукирев «Неравный брак» (1862). <br>2. Эдмунд Блэйер Лейтон «Пока смерть не разлучит нас» (1878).

1. Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак» (1862).
2. Эдмунд Блэйер Лейтон «Пока смерть не разлучит нас» (1878).


1. Георг Фридрих «Дети у окна» (1813). <br>2. Иоганн Батист Райтер «Дети у окна». (1865).

1. Георг Фридрих «Дети у окна» (1813).
2. Иоганн Батист Райтер «Дети у окна». (1865).


  1. Тициан «Венера у зеркала» (1554-55). National Gallery of Art, Washington. <br>2. Рубенс «Венера и Купидон». (1608). Музей Thyssen-Bornemisza, Мадрид, Испания.

1. Тициан «Венера у зеркала» (1554-55). National Gallery of Art, Washington.
2. Рубенс «Венера и Купидон». (1608). Музей Thyssen-Bornemisza, Мадрид, Испания.


 1. Жан Огюст Доминик Энгр «Рафаэль и Форнарина». (1814), Музей университета Гарварда <br>2. Харменс ван Рейн Рембрандт «Автопортрет с Саскией на коленях». (1635-1636).Дрезден, Картинная галерея.

1. Жан Огюст Доминик Энгр «Рафаэль и Форнарина». (1814), Музей университета Гарварда
2. Харменс ван Рейн Рембрандт «Автопортрет с Саскией на коленях». (1635-1636).Дрезден, Картинная галерея.


<br>1. Александр Рослин. «Портрет Marie-Suzanne Roslin». <br>2. Джованни Баттиста Тьеполо. «Дама в треугольной шляпе». (1755-60).


1. Александр Рослин. «Портрет Marie-Suzanne Roslin».
2. Джованни Баттиста Тьеполо. «Дама в треугольной шляпе». (1755-60).


<br>1. Веласкес. «Венера перед зеркалом».<br>2. Игнасио Диас Олано. «Обнаженная». (1895).


1. Веласкес. «Венера перед зеркалом».
2. Игнасио Диас Олано. «Обнаженная». (1895).


1. Микеланджело Буонаротти «Голова Клеопатры». (1533/34).<br>2. Джорджо Вазари «Голова Клеопатры». (1550).

1. Микеланджело Буонаротти «Голова Клеопатры». (1533/34).
2. Джорджо Вазари «Голова Клеопатры». (1550).


1. Рафаэль Санти «Донна Велата

1. Рафаэль Санти «Донна Велата


Картины-двойники, написанные одним автором в разные годы


Ярчайшим примером создания нескольких копий одного и того же произведения одним и тем же мастером являются живописные полотна Тициана Вечеллио, где можно четко увидеть как менялся взгляд художника на изображение Данаи или Марии Магдалины за двадцать лет.

1.Тициан Вечеллио «Даная» (1544-45). Национальный музей Каподи-монте, Неаполь, Италия.<br>2. Тициан Вечеллио. «Даная» (1553). Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.<br>3. Тициан Вечеллио. «Даная» (1553-54). Музей Прадо, Мадрид, Испания.<br>4.Тициан Вечеллио. «Даная»  (1564). Историко-художественный музей, Вена, Австрия.

1.Тициан Вечеллио «Даная» (1544-45). Национальный музей Каподи-монте, Неаполь, Италия.
2. Тициан Вечеллио. «Даная» (1553). Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург.
3. Тициан Вечеллио. «Даная» (1553-54). Музей Прадо, Мадрид, Испания.
4.Тициан Вечеллио. «Даная» (1564). Историко-художественный музей, Вена, Австрия.


""

""

1.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.<br>2.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Частная коллекция.<br>3.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).<br>4.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Музей во Флоренции.

1.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
2.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Частная коллекция.
3.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).
4.Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». Музей во Флоренции.


Что примечательно, на всех четырех картинах Тициана в образе Магдалины изображена одна и та же натурщица - Джулия Фестина.

1.Данте Габриэль Россетти Блаженная Беатриче. (1864). Галерея Тейт.<br>2.Данте Габриэль Россетти Блаженная Беатриче. (1871-72). Чикагский художественный институт.

1.Данте Габриэль Россетти Блаженная Беатриче. (1864). Галерея Тейт.
2.Данте Габриэль Россетти Блаженная Беатриче. (1871-72). Чикагский художественный институт.


Как видим из подборки репродукций, идеи, заложенные в искусство, слишком разнообразны, и сложно определить степень их заимствования или плагиата, ибо при любом раскладе каждый художник приложил к творению свою руку, свои мысли, свой творческий подход.

Комментариев нет:

Отправить комментарий