Крылатые фразы известных людей, которые они никогда не произносили



Слева: Отто фон Бисмарк, справа: Мария-Антуанетта.
В социальных сетях очень популярны искрометные крылатые фразы, которые принято считать цитатами тех или иных исторических личностей. Но порой авторами афоризмов являются совершенно иные люди из других эпох. В этом обзоре представлены известные фразы людей, которые их никогда не произносили.
1. «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные»


Мария-Антуанетта. Мартин ван Майтенс, 1767 год. | Фото: diletant.media.
Принято считать, что Мария-Антуанетта, будучи королевой Франции, как-то спросила, почему постоянно бунтуют парижские бедняки. Придворные ей ответили, что у людей нет хлеба. На что королева заявила: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Итог этой истории известен всем: голова Марии-Антуанетты полетела с плеч.




Жан-Жак Руссо - французский философ, писатель. | Фото: glavpost.com.
Фразу, которую приписали королеве, она не произносила никогда. Автором выражения является французский философ Жан-Жак Руссо. В его романе «Исповедь» можно прочесть: «Наконец я вспомнил, какой выход придумала одна принцесса. Когда ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила: «Пускай едят бриоши». Бриоши – сдобные булочки, но это не меняет насмешливый характер сказанного.

Когда Руссо создавал свой роман, Мария-Антуанетта еще находилась в родной Австрии, однако спустя 20 лет, когда королева разорила своими экстравагантными выходками страну, именно французы приписали ей выражение о булочках.
2. «Религия есть опиум для народа»


Кадр из к/ф «12 стульев». | Фото: berdichev.biz.
В романе Ильфа и Петрова «12 стульев» Остап Бендер спрашивает у отца Федора: «Почем опиум для народа?» Принято думать, что главный герой цитирует Ленина. Однако фразу, ставшую афоризмом, впервые употребил Карл Маркс, сформулировав ее так: «Религия есть опиум народа».




Чарльз Кингсли - английский писатель и проповедник. | Фото: images.npg.org.uk.
Но и сам Маркс позаимствовал эту мысль у английского писателя и проповедника Чарльза Кингсли. Он писал так: «Мы используем Библию просто как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное, — чтобы поддерживать порядок среди бедных».
3. «У нас незаменимых людей нет»


Иосиф Виссарионович Сталин. | Фото: antiquehistory.ru.
Авторство этой известной фразы приписывают Иосифу Сталину. Однако впервые ее произнес комиссар французского революционного Конвента Жозеф Ле Бон в 1793 году. Он арестовал виконта де Гизелена, а тот умолял сохранить ему жизнь, ссылаясь, что его образование и опыт еще послужат Революции. Комиссар Ле Бон ответил: «В Республике незаменимых людей нет!» Это действительно оказалось правдой, потому что вскоре и он сам отправился на гильотину.
4. «Франко-прусскую войну выиграл немецкий школьный учитель»



Отто фон Бисмарк - первый канцлер Германской империи. | Фото: kultprivet.ru.
Эту известную фразу приписывают «железному» канцлеру Отто фон Бисмарку, однако ее автор не он. Эти слова произнес профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель. Но он имел ввиду не франко-прусскую войну (1870-1871 гг.), а австро-прусскую (1866 г.). В одной из газетных статей профессор писал: «...Народное образование играет решающую роль в войне... Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Из этого следует, что популярная фраза является намеком на то, что более образованная и культурная нация обязательно одержит победу над противником.
5. «Если я усну, а проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, не задумываясь: пьют и воруют»


Портрет писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Иван Крамской, 1879 год. | Фото: chudesamag.ru.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прославился своей искрометной сатирой, которая актуальна и по сей день. Однако фразы, авторство который ему приписывают, он не произносил. Впервые выражение «Если я усну, а проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, не задумываясь: пьют и воруют» появилось у Михаила Зощенко в сборнике бытовых новелл и исторических анекдотов «Голубая книга» в 1935 году.




Михаил Зощенко - русский советский писатель, драматург. | Фото: adsl.zveronline.ru.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/280217/33636/

Скульптура с чувством юмора: зачем Петер Ленк раздел политиков



Скульптуры Петера Ленка
Каждая работа этого немецкого скульптура – скандал. Талантливые и безобразные скульптуры обожают туристы, и с трудом терпят немцы. Но Петер Ленк – не просто эстетический хулиган. Он не устает бросать вызов обществу, критиковать современные нравы, политику и искать подлинную жизнь.



Триптих «Наследие Людвига»

Петер Ленк принципиально против музеев, закрытых выставок. Место его сатирико-политической скульптуры – на улице городов, в живом пространстве. Многие его работы финансируются государством, невзирая на их «оппозиционность».




Фонтан Ленка



Скульптура «Карьерная лестница»

Петер Ленк считает, что деньги затмили богов прошлого. Поэтому сатира в его творчестве направлена не только на власть, но и на современное общество в целом, его мораль и ценности.
Требования о демонтаже скандальных скульптур неизбежно возникают. Возможно, причина резкого неприятия авторского взгляда, запечатленного в скульптуре, в привычке видеть идеализированных исторических деятелей на пьедесталах городских площадей, а также привычке к классической скульптуре, прекрасным человеческим формам, которые к тому же не обнажены. Фигуры Ленка гротескны, его юмор развенчивает мифы, демонстрирует обратную сторону вещей и явлений.




Скульптура «Империя» (1993)

В любом путеводителе по Германии обязательно упоминается город Констанц, в котором установлена скандальная скульптура Петера Ленка «Империя». Двух крошечных человечков, олицетворяющих церковную и светскую власть, держит на руках огромная обнаженная дева-куртизанка. Тематика скульптуры связана с рассказом Оноре де Бальзака «Красавица Империя», в котором описываются события XVI Вселенского собора в Констанце. В центре истории оказалась средневековая блудница. Именно она манипулирует католическим клиром и влияет на принятие исторических решений. Скульптор с помощью пропорций иронично подчеркнул, кто на самом деле обладает властью. «Властители» - шуты, возомнившие себя на вершине мира.




«Магическая колонна», город Меесбург

«Магическая колонна», установленная в немецком городе Меесбург на берегу живописного озера, – сатирическая энциклопедия истории края в портретах. Здесь и старая дева, и средневековый врач-экзорцист, и ученые.




Скульптура, посвященная Наполеону

Скульптура Наполеона находится в городе Юберлинген. Надпись повторяет слова, начерченные на одной из колонн его загородного дома, и гласит: «Везде счастливый Наполеон»




В курортном городе Радольфцелль на Боденском озере находится 13-метровая скульптура «Борьба за Европу»



Нижний план скульптуры «Борьба за Европу»



Верхний план скульптуры «Борьба за Европу»

Радольфцелль – небольшой немецкий городок. Но Петер Ленк рискнул нарушить его покой, провокационно изобразив Европу и борющихся за нее политиков. Среди важных политических лиц самое «выгодное» место Европы заняла руководитель МВФ Кристин Лагард.



Фотопортрет Петера Ленка, современного немецкого скульптора
И все-таки на некоторые выходки знаменитого скульптора власти не могут закрыть глаза. Так, в 2010 году в городе Констанц была демонтирована скульптура обнаженного Папы Мартина V. Петер Ленк объяснил это решение давлением консервативных кругов и провинциальностью чиновников.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/280217/33633/

Крупнейшая частная коллекция Рембрандта отправится в турне


В Лувре открылась выставка работ Рембрандта и художников его эпохи — Герарда Доу, Франса ван Мириса, Яна Стена и Яна Вермеера — из частной коллекции. Затем расширенная экспозиция отправится в Шанхай, Пекин и Абу-Даби


Рембрандт. «Автопортрет с затененными глазами» (1634). Куплена у Стива Винна , Лас-Вегас, в 2008 г. Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт. «Минерва в своем кабинете» (1635). Alfred Bader Fine Arts, Милуоки, и Otto Naumann, Нью-Йорк, 2008 г. Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт. «Аллегория обоняния» (1624-25). Приобретена 22 сентября 2015 г. на аукционе Nye & Co в Блумфилде, Нью-Джерси, как произведение континентальной школы XIX в. (эстимейт $500-$800) за $870 000 галереей Talabardon & Gautier; перекуплена в 2016 г. Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт. «Аллегория слуха» (1624-25). Johnny van Haeften, Лондон, 2007 г. Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт и мастерская. «Портрет Антони Копала» (1635). Otto Naumann, Нью-Йорк, 2007 г.; ранее атрибуировалась Говерту Флинку и Рембрандту. Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт. Этюд «Пожилая женщина в белом чепце» (ок. 1640). Sotheby’s, Нью-Йорк, 26 января 2006 г. ($4,4 млн). Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт. «Портрет мужчины в красном» (1633). Bellagio Gallery, Лас-Вегас, затем Christie’s, Нью-Йорк, 26 января 2001 г. ($12,7 млн); и Noortman, Маастрихт, 2008 г. Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт. «Аллегория осязания» (1624-25). Куплена у Эдгара Сваба, Нидерланды, в 2007 г. Сourtesy of The Leiden Collection

Рембрандт. «Девушка в расшитой золотом накидке» (1632). Sotheby’s, Нью-Йорк (частные торги), 2007 г. Сourtesy of The Leiden Collection

Нью-йоркский предприниматель Томас Каплан является владельцем почти трети находящихся в частной собственности картин Рембрандта: с 2005 года он приобрел 11 работ художника. Всего в мире существует около 35 картин Рембрандта, принадлежащих частным коллекционерам (неточность цифры связана с вопросами атрибуции). Каплан называет себя крупнейшим частным коллекционером Рембрандта «за последнюю пару сотен лет».

В число принадлежащих ему Рембрандтов входят три доски из ранней серии о пяти чувствах (одна из них была обнаружена только недавно, когда ее выставили на торги как произведение XIX века с эстимейтом $500–800). Также в его коллекции находится автопортрет художника, ранее принадлежавший миллиардеру, игорному и гостиничному магнату из Лас-ВегасаСтиву Винну. Самая дорогая работа Рембрандта в собственности Каплана — «Минерва». Бизнесмен упомянул в разговоре с корреспондентом The Art Newspaper, что она стоит меньше, чем картина Энди Уорхола 1963 года «Зеленая автокатастрофа» («Горящая зеленая машина I»), проданная за $72 млн, однако отказался раскрыть ее точную стоимость.

Сделавший состояние на инвестициях в добычу полезных ископаемых (прежде всего золота) Каплан за полтора десятилетия создал «Лейденскую коллекцию», названную так в честь родного города Рембрандта, а также других художников той эпохи, входивших в лейденскую гильдию святого Луки. Двадцать второго февраля в парижском Лувре открылась выставка избранных произведений из этой коллекции, где, помимо Рембрандта, представлены Герард Доу, Франс ван Мирис, Ян Стен и Ян Вермеер.

После завершения луврской выставки гораздо более масштабная экспозиция отправится в Шанхай, Пекин и Абу-Даби. В беседе с The Art Newspaper коллекционер объяснил, что выставка имеет символическое значение: «Сейчас нам нужно возводить мосты между различными культурами, а не сжигать их. Делать существующие стены ниже, а не строить новые».

Томас Каплан уверен, что «Лейденская коллекция» имеет международное значение: «Мы, коллекционеры-американцы, можем использовать нидерландское искусство на выставке, которая начинает свою работу во французском музее, для наведения мостов между Западом и Китаем. А затем, в Лувре в Абу-Даби, картины окажутся совсем рядом с Мосулом и Пальмирой».

Лувр
Шедевры «Лейденской коллекции». Эпоха Рембрандта
22 февраля – 22 мая
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4128/

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи возвращается в Галерею Уффици


Результат шестилетней реставрации творения XV века представят на выставке, которая откроется 28 марта во Флоренции



Courtesy of Uffizi Gallery

К восстановлению шедевра Леонардо да Винчи в реставрационном центре Opificio delle Pietre Dure приступили в 2011 году, обещая представить итог спустя два года. Однако работа над панно затянулась.

Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер, что, в свою очередь, вызывало споры между специалистами, которые боялись приступать к восстановлению панно, чтобы не исказить изначальный замысел. Теперь реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 28 марта по 24 сентября на выставке «Волшебный космос. Возрожденное „Поклонение волхвов“». Обновленному шедевру составит пару одноименная работа ученика Боттичелли Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо.

Стоит отметить, что вокруг «Поклонения волхвов» строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь Маурицио Серачини находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые, как можно заметить, достраивают рабочие.

Чтобы привлечь зрителя в низкий туристический сезон, в Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4127/

Дмитрий Рыболовлев продает работы из коллекции себе в убыток


Миллиардер Дмитрий Рыболовлев продает на аукционах работы из своей скандально известной коллекции. Пока что ему удается выручить за произведения куда меньше, чем он заплатил за них

На данный момент Дмитрий Рыболовлев уже продал три работы на аукционах и через частные сделки, потеряв на этом около $100 млн. Так, скульптура «Вечная весна» Огюста Родена ушла на нью-йоркских торгах Sotheby’s в мае 2016 года за $20,4 млн, установив аукционный рекорд цены на произведение этого мастера, однако это все равно вдвое меньше $48,1 млн, заплаченных за нее ранее Рыболовлевым. В ноябре 2015 года он частным образом продал картину «Водяные змеи II» Густава Климта за внушительные $170 млн и тем не менее оказался в минусе, так как купил ее за $183,8 млн. По данным агентства Bloomberg.com, также на счета трастов Рыболовлева на Британских Виргинских островах поступило менее $50 млн за картину «Отахи» Поля Гогена, приобретенную коллекционером за $120 млн.

Огюст Роден. "Вечная весна". Courtesy of Sothebys

Еще как минимум пять работ выставлены на торги Christie’s в Лондоне в период с 28 февраля по 7 марта, и все эстимейты аукционного дома значительно ниже того, что Рыболовлев когда-то заплатил за эти произведения. Например, специалисты Christie’s оценили картину «Флейтист и обнаженная» Пабло Пикассо в $8,1–10,6 млн, хотя она была приобретена за $35 млн. Другую скульптуру Огюста Родена, «Купальщик (большая модель)», выставили на аукцион с предварительной оценкой $4,9–7,5 млн, притом что приобретена она была за $10,4 млн. «Дом» Поля Гогена оценили в $15–22,4 млн при цене покупки $85 млн, а композицию «№ 1» Марка Ротко — в $10–15 млн против заплаченных за нее $36 млн. Также 28 февраля можно будет приобрести одну из версий картины Рене Магритта «Область Арнхейм» 1938 года (эстимейт $8,1–10,6 млн) из коллекции Дмитрия Рыболовлева, купившего работу за $43,5 млн.

Бывший владелец Уралкалия, а теперь миллиардер и налоговый резидент Монако уже два года судится со своим арт-консультантом Ивом Бувье. Коллекционер обвиняет швейцарского дилера и владельца сети фрипортов в мошенничестве. По версии Рыболовлева он переплатил в общей сложности около $1 млрд за свое собрание, которое включает ню Амедео Модильяни и «Кувшинки» Клода Моне, а также работы Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Поля Гогена.

Известно, что за десять с лишним лет, с 2003 по 2014 год, Бувье приобрел для Рыболовлева 38 работ на общую сумму $2 млрд. Миллиардер сейчас пытается доказать в суде, что заплатил за них вдвое больше их реальной цены. В данный момент Ив Бувье проходит обвиняемым по двум уголовным делам — в Монако и в Париже — и выступает ответчиком по гражданскому иску в Сингапуре. В материалах судебных дел фигурируют договоры купли-продажи произведений искусства, которые предоставлял Рыболовлеву его арт-консультант. Разбирательство стало весьма резонансным и получило огласку в прессе, где, в частности, приводятся суммы сделок из договоров, что позволяет сравнить цены, по которым Рыболовлев покупал произведения через Бувье, и нынешние аукционные эстимейты.

Густав Климт. "Водяные змеи II". 1904. Фото: Wikimedia Commons

В контрактах на покупку работ, предоставленных Рыболовлевым, в качестве продавца указана гонконгская компания Бувье MEI-Invest, а комиссия составляет 2%. По мнению Рыболовлева, платежи, общая сумма которых составляет $40 млн, являются оплатой агентской деятельности Бувье, и, таким образом, последний не мог претендовать на дополнительную прибыль сверх этой суммы. Бувье же утверждает, что в данной ситуации он действовал как дилер, «который может свободно устанавливать размеры своей прибыли».

Швейцарский дилер выдвигает встречные обвинения Рыболовлеву, указывая на то, что потерял сотни миллионов долларов за те два года, что продолжается тяжба. Так он оценивает потенциальную, но не полученную прибыль от своей профессиональной деятельности, которую был вынужден прекратить. Он больше не может приобретать и продавать искусство, так как его клиенты напуганы и не доверяют ему из-за обвинений Рыболовлева.

Сейчас Дмитрий Рыболовлев, как сообщает Bloomberg.com, спешно продает произведения на крупных международных торгах, получая порой половину суммы, потраченной на их приобретение. По мнению Аннабель Гоберти, партнера-учредителя лондонской юридической фирмы Crefovi, столь торопливая распродажа коллекции оправданна с точки зрения судебной процедуры. Пока Рыболовлев не продаст работы и не выручит за них конкретные суммы, он не сможет доказать в суде, что понес финансовые потери из-за действий Ива Бувье.

Впрочем, нужно учитывать, что период, когда формировалась коллекция Рыболовлева, — это как раз время арт-бума и рекордных цен на рынке искусства, а в последние два года ситуация на нем весьма нестабильна и эксперты говорят о падении продаж и глобальном снижении цен. В этой ситуации трудно доказать, действительно ли Рыболовлев переплатил за произведения в результате мошеннических действий Бувье или же речь идет о рискованных инвестициях в искусство, которые на данном этапе себя не оправдали.

Высказываются различные версии относительно того, зачем Дмитрий Рыболовлев распродает коллекцию именно теперь. В частности, вспоминают о том, что миллиардеру необходимо расплатиться с бывшей женой согласно мировому соглашению между ними об условиях развода и раздела имущества. Вполне возможно и то, что после скандала и судебной тяжбы с Бувье Рыболовлев просто охладел к коллекционированию и хочет избавиться от собрания. Пока ясно одно: делает он это себе в убыток.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4132/

Борьба полов: битва продолжается?

В Художественном музее Штеделя открылась выставка о роли женщины в истории искусства. Среди экспонатов – работы Фриды Кало, Ханны Хёх и Алис Ги Блаше



Frida Kahlo. The Little Deer, 1946/Private collection/Courtesy of Banco de Mexicó, Diego Rivera Frida Kahlo Museums Trust

На выставке «Битва полов. От Франца фон Штука до Фриды Кало» в Художественном музее Штеделя 150 произведений (живопись, графика, скульптура, фотографии и фильмы) с середины XIX века до 1945 года. В центре исследования — 100 лет революционных перемен роли женщины в обществе, ее эмансипация и кардинальная переоценка представлений о «мужском» и «женском». Понятно, что искусство не могло не реагировать на эту тему, причем с разных позиций. От моды на femme fatale на рубеже XIX–XX веков в образах Медузы, Юдифи и Саломеи — женщин, несущих своими чарами гибель мужской половине человечества, и Евы как виновницы первородного греха и до авангарда, где немецкая дадаистка Ханна Хёх подвергает сомнению институт брака в работе с говорящим названием «Невеста» («Пандора») (1924/27), а француженка Алис Ги Блаше, режиссер фильма «Последствия феминизма» (1906), высмеивает традиционные гендерные роли мужчины и женщины, поменяв их местами: дама у нее курит, закинув ноги на стул, а двое представителей сильного пола гладят и шьют.

Эдвард мунк. Пепел. 1925. Courtesy of Munch Museum, Oslo

В XX веке сомнению подвергается уже и само понятие гендера — и как тут не вспомнить большого любителя эпатажа Марселя Дюшана, перевоплотившегося в женщину в фотографиях Ман Рэя, или его же знаменитую «Мону Лизу» (1919) с пририсованными усами и бородкой! В воссоздании же этой захватывающей «битвы полов» помогли другие музеи, прислав отсутствующие в собрании Штеделя знаковые работы Гюстава Моро, Эдуарда Мане, Отто Дикса, Фриды Кало. Это как немецкие музеи, так и французские музей Орсе, Центр Жоржа Помпиду, Музей изящных искусств Нанта, Государственный художественный музей Копенгагена.

Музей Штеделя
Битва полов. От Франца фон Штука до Фриды Кало
До 19 марта

http://www.theartnewspaper.ru/posts/4098/

Немецкий художник. Annette Schmucker

Немецкий художник. Annette Schmucker

Аннетт Шмукер (Annette Schmucker) - немецкий художник. В настоящее время живёт и работает в Южной Германии, недалеко от Боденского озера. Свою любовь к искусству она обнаружила ещё в раннем детстве. Главным источником вдохновения для её творчества служат цвета, формы, пропорции и, в первую очередь, свет окружающего мира.

Аннетт высоко ценит живопись маслом, потому что та даёт художнице огромное разнообразие технических средств для создания картины, в которой она может выразить все, что хочет. Темой её искусства может быть все, что угодно, но Аннетт необходимо раздолье и свобода, чтобы принести в картину достаточно света и глубины. Ее стиль живописи меняется между контролируемым и экспериментальным, где она, в равной степени к месту, использует традиционную технику масляной живописи и вполне современные смеси на основе масла и акрила.


Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker
Немецкий художник. Annette Schmucker

Как пишутся православные иконы в иконописной мастерской

http://www.risunoc.com/2017/02/kak-pishutsya-pravoslavnye-ikony.html

Православие, как и христианство в целом, старается сохранить свою историю и донести ее до простых людей. События прошлого, изображения ликов святых профессиональные художники и народные умельцы запечатлевают в иконах. Процесс изображения называется иконописью.

Историческая справка

Считается, что первая икона была написана рукой апостола Луки в I веке. Эта икона Божией матери называется Умиление. В VIII-IX веках поклонение иконам и иконопись подверглись гонениям, изображения святых уничтожались повсеместно. Ближе к середине IX века иконопочитание было восстановлено и иконопись опять начала развиваться.

В Древней Руси изначально не было иконописцев, это направление заимствовано у византийцев, как и основы православия в целом.

Подготовка основы под роспись иконы

Для написания икон используют твердые поверхности. Предпочтительно используется липовая древесина. Доски, полученные распилом бревна, просушиваются, разделяются на рейки, из которых с помощью струбцин формируют щит – основу для иконы. На этом щите дополнительно может делаться углубление – ковчег.

http://www.risunoc.com/2017/02/kak-pishutsya-pravoslavnye-ikony.html
На отшлифованный щит наносят ножом или тупыми ножницами сеть мелких царапин и покрывают клеем на основе желатина из животных или рыбьих костей. Сверху на слой клея натягивается ткань – паволока. Часть приготовленного желатинового клея используют для получения грунта – левкаса. Его делают из смеси мела или алебастра, клея и льняного масла. Левкас наносят на паволоку в несколько слоев, нижние слои делают несколько плотнее верхних для крепости грунтовки. Каждый слой должен хорошо просохнуть.

Затем левкас шлифуется специальной абразивной сеткой или пемзой и полируется мелкой наждачной бумагой. Поверхность должна быть идеально гладкой, любой недостаток станет заметнее после покрытия краской и испортит качество изображения.

Процесс росписи

В иконописи используется темпера – смесь натуральных красящих пигментов и связующей основы (как правило – яичный желток). Палитра красок, полученных из природных минералов, широка:
  • Синий цвет дают индиго, лазурит;
  • Красный – киноварь, кармин, сурик;
  • Желтый – охра, сиена;
  • Коричневый – умбра, охра;
  • Зеленый – малахит, хлорит;
  • Черные – сажа, шунгит;
  • Белый – различные белила.
При написании иконы, например, в иконописной мастерской Всеиконы, карандашный набросок на бумаге с помощью кальки переносят на подготовленную доску. Затем контурные линии процарапывают. Это делается для того, чтобы очертания фигур и предметов хорошо было видно через краску.

http://www.risunoc.com/2017/02/kak-pishutsya-pravoslavnye-ikony.html
Следующим этапом обычно идет золочение. Листки сусального золота наносятся кистью в нужных местах. По контурам накладываются основные тона, от темных к светлым. Этот процесс называется роскрышью.
Следом за роскрышью делают высветление или охрение, если нужно – в несколько повторов. Прописываются детали изображений. Затем наносят «движки» – самые светлые мазки, оживляющие лики святых.

В завершение контуры рисунка обводятся кистью, дописываются необходимые надписи, поверхность изображения закрепляется олифой или лаком из натуральной смолы.

Художник и музыкант. Mart Sander

Художник и музыкант. Mart Sander

Март Сандер (Mart Sander) - эстонский художник и музыкант

Родился в Таллине. Воспитывался как музыкант и начал свою профессиональную карьеру уже в 18 лет, как член эстонской Национальной оперы. Выступал во многих городах Европы как соло-вокалист, дирижер или с своим оркестром "The Swing Swindlers".

Он также является актером и известной на ТВ личностью, вёл такое крупное шоу, как "Танцы со звездами" в Эстонии. Был режиссером и снимался в ряде фильмов и сценических постановок. Опубликовал три фантастических романа. Начал заниматься живописью в раннем детстве, но лишь в последние нескольких лет стал уделять больше времени этому увлечению, совершенствуя свои навыки художника.


Художник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart SanderХудожник и музыкант. Mart Sander

Герман Гессе. Сиддхартха. (цитаты)



Любовь, о Говинда, кажется мне важнее всего на свете. Видеть мир насквозь, объяснять его, презирать его,- может быть, достойно великого мыслителя. Для меня же единственный смысл в том, чтобы уметь любить этот мир, не презирать его, не ненавидеть его и себя, но уметь смотреть на мир, и на себя, и на все существа с любовью, и восхищением, и почтением. 

***

И как прекрасен мир, когда глядишь на него таким образом – так просто, так по-детски, без всяких исканий!

***

... никогда человек не бывает ни совершенным святым, ни совершенным грешником.

***

Ничего не было, ничего не будет, все есть, и сущность всякой вещи — в ее настоящем.

***

Стоит только высказать какую-нибудь мысль вслух, как она уже получает несколько иной характер, звучит немного фальшиво, немного глупо.

***

Она понимала его лучше, чем когда-то понимал его Говинда -- у них было больше общего. 
Однажды он заметил ей: 
-- Ты похожа на меня, ты не такова, как большинство людей. Ты -- Камала, и только! -- у тебя, как и у меня внутри имеется тихое убежище, куда ты можешь уйти в любой час и чувствовать себя дома. Немногие лишь имеют это прибежище, а могли бы иметь все. 
-- Не все люди обладают умом,-- сказала Камала. 
-- Нет,-- возразил Сиддхартха,-- не в уме тут дело. Ка-масвами так же умен, как я, и все же не имеет в самом себе этого прибежища. А иные, по уму совсем дети, имеют его. Большинство людей, Камала, похожи на падающие листья; они носятся в воздухе, кружатся, но в конце концов падают на землю. Другие же -- немного их -- словно звезды; они движутся по определенному пути, никакой ветер не заставит их свернуть с него; в себе самих они носят свой закон и свой путь
***
По поводу каждой истины можно сказать нечто совершенно противоположное ей, и оно будет одинаково верно.

***
Правда, во многих стихах священных книг, в особенности в упанишадах Самаведы говорится об этом сокровенном, из начальном... Дивные это стихи! "Твоя душа -- это весь мир",-- гласят они.

***

...настоящая жизнь проходит мимо и не задевает тебя. Как рыночный жонглер, ты играешь со своими мячиками: с делами, с людьми, которые тебя окружают, — следишь за ними, забавляешься ими, но твое сердце, источник твоего бытия, не здесь. Источник где-то есть, журчит, журчит невидимый родник, но словно где-то вдали и уже не имея ничего общего с твоей жизнью.

***

Когда человек ищет... случается, глаз его видит лишь то, что он ищет, и он не в состоянии ничего найти, не в состоянии ничего воспринять, ибо думает всегда лишь об искомом, имеет цель, одержим этой целью. Искать — значит иметь цель. А находить — значит быть свободным, распахнутым настежь, не иметь цели. Ты, верно, и впрямь искатель, ведь, стремясь к своей цели, не видишь того, что совсем рядом, у тебя перед глазами.

***


Он убивал свои чувства, он убивал воспоминания, он ускользал от своего Я в тысячи чужих образов, был животным, падалью, камнем, деревом, водой, но каждый раз — солнце светило или луна — он возвращался в свое Я и, увлекаемый круговоротом, чувствовал жажду, преодолевал жажду, чувствовал новую жажду. 

*** 

Оттого-то все, что существует, кажется мне хорошим: смерть, как и жизнь, грех, как и святость, ум, как и глупость -- все должно быть таким, как есть. Нужно только мое согласие, моя добрая воля, мое любовное отношение -- чтобы все оказалось для меня хорошим, полезным, неспособным повредить мне. На собственном теле и на собственной душе я убедился в том, что мне нужен был грех, что и сладострастие, и стремление к земным благам, и тщеславие -- мне нужны были в такой же степени, как и мое постыдное отчаяние, дабы наконец отказаться от противодействия миру, дабы научиться любить его таким, как он есть, не сравнивая его с каким-то желательным, созданным моим воображением миром, с придуманным мною видом совершенства. 


*** 

Люди, подобные нам, вероятно, и не способны любить. А люди-дети способны: это их тайна. 

**** 

Мир, друг Говинда, не следует считать несовершенным или медленно идущим по пути к совершенству, нет, - он совершенен в каждый миг, все грехи уже несут в себе искупление, все маленькие дети уже заключают в себе стариков, все новорожденные - смерть, все умирающие - вечную жизнь. 

*** 

Словно человек, нырнувший в глубокую воду, он спустился на самое дно этого ощущения, к его причинам, ибо в выяснении причин, - полагал он, - и состоит цель мышления; только путём такого выяснения ощущение становится познанием и не улетучивается, а приобретает сущность и начинает излучать тот свет, который в нём заключается. 

*** 

Разве все страданье — это не время, разве все самоистязанье и страх — это не время, разве все тяжкое, все враждебное в мире не исчезает побежденное, стоит лишь победить время, отрешиться в мыслях от времени?


*** 

Всякий может колдовать, всякий может достигать своих целей, если он умеет мыслить, ждать и поститься.

10 захватывающих тайн, которые не спешит открывать древняя Галисия



Эта загадочная Галисия.
Спрятанная на крайнем северо-западе Пиренейского полуострова, земля Галисии испокон веков была окутана тайной. Этот автономный испанский регион имеет древнюю кельтскую культуру, язык, который по сути является производным от языка средневековых лирических баллад, и репутацию настоящего «логова» ведьм. Здесь находится последний в мире функционирующий римский маяк, одни из старейших в мире туристических маршрутов, форты железного века и бесчисленные загадочные петроглифы.


1. Галисийский язык


Один из пяти официальных языков Испании.

В 1978 году галисийский получил признание как один из пяти официальных языков Испании. Что интересно, этот производный от латыни язык, на котором говорят три миллиона человек на северо-западе страны, является понятным португальцам, но при этом использует кастильскую орфографию. В течение многих десятилетий бушевали дебаты о том, является ли галисийский и португальский по сути одним языком.

Сегодня в данном регионе начальное и среднее образование преподают одновременно на галисийском и испанском. Тем не менее, высшее образование осуществляется исключительно на галисийском. Между XII и XIV веками галисийско-португальский был языком для лирической поэзии на всей территории Пиренейского полуострова. А современный португальский и галисийский произошли от этого «лирического» языка.


2. Прибежище ведьм


Галисия - пристанище ведьм.

В 1572 году инквизиция назвала жителей Галисии «полными суеверий и мало уважающими христианство». В 1610 году драматург Тирсо де Молина написал: «в Галисии ведьмы появляются на свет так же легко, как репа». Даже сегодня широко распространено галисийское колдовство, которое известно под многими именами: hechicera, bruxa и meiga. Родившаяся в рыбацкой деревне Кангас в 1551 году, Мария Солина является одной из самых известных колдуний Галисии. Согласно легенде, она подняла женскую армию, чтобы остановить нападение турецкого флота.

В 1621 году инквизиция поймала Солину, после чего ее заключили в тюрьму и подвергли пыткам. Солина созналась в том, что занималась колдовством в течение многих десятилетий, помогая всем вокруг в регионе Риа де Виго. Несмотря на ее признания, инквизиция отпустила Солину. Некоторые говорят, что ведьма умерла от полученных травм. Другие считают, что она вернулась в Кангас, где по-прежнему практиковала магию в течение многих лет. Ее место последнего упокоения остается загадкой.


3. Седьмой кельтский народ


Кельтские корни.

Шестью кельтскими народами принято считать жителей Ирландии, Шотландии, Корнуолла, Уэльса, острова Мэн и Бретани. Эти земли объединяет язык с общим происхождением. Тем не менее, многие ученые считают, что галисийцы являются седьмым кельтским народом. Однако, кроме географических названий, галисийский язык потерял свои кельтские корни. Таким образом, эта местность официально не считается кельтской, несмотря на бесчисленные древние кольцевые форты, ведьм и волынки.

Как Ирландия, Галисия является землей эмигрантов, которые были вынуждены покинуть свою родину, но сохранили свою культуру. Во время железного века испанские кельты построили круглые форты («городища») по всей Галисии. Хотя практика возведения подобных сооружений исчезла в IV веке нашей эры, многие руины сохранились по сей день.


4. Башня Геркулеса


Farum Brigantium.

Последний функционирующий маяк времен Древнего Рима находится на скалистом холме в Ла-Корунья, Галисия. Прототипом построенной между первым веком до н.э. и вторым веком нашей эры, «Башни Геркулеса» послужил Александрийский маяк. Некоторые предполагают, что оригинальный дизайн этого маяка на самом деле является финикийским.

57-метровая башня служила маяком для судов и была построена на земле, некогда священной для доримских племен. Также известный как Farum Brigantium, маяк до сих пор освещает галисийское побережье. После краха Рима башню разграбили и забыли на века, но в XVIII веке ее реконструировали.


5. Настоящий Колумб


Педро Мадруга.

Существует спорная альтернативная теория истории, которая утверждает, что Христофор Колумб — вымышленное имя галисийца Педро Мадруга. Будучи незаконнорожденным сыном Фернана де Сотомайора, Мадруга в конечном итоге унаследовал владения своего отца, став одним из богатейших людей в Галисии.

Во время войны за кастильское правопреемство, Мадруга принял не ту сторону, нажил слишком много врагов и был вынужден бежать, спасая свою жизнь. Многие считают, что он взял себе новое имя. Эксперт по почеркам Модесто Мануэль Довал предоставил наиболее убедительные доказательства того, что Колумб и Мадруга — это один и тот же человек.


6. Галисийские петроглифы


Петроглифы Галисии.

Галисия буквально изобилует петроглифами. Большинство этих таинственных наскальных изображений сосредоточено вокруг Атлантического побережья, особенно в районе устья реки Лерез. Многие из них выглядят, как геометрические конструкции, такие как концентрические круги, спирали и чаши. Также встречаются квадраты, свастики, зигзаги, трискелионы и животные.

Благодаря радиоуглеродному анализу золы, найденной в наскальной резьбе, исследователи смогли датировать глифы ранним бронзовым веком. Подобные петроглифы встречаются по всей Европе, а особо много их в Великобритании, Португалии, Франции, Швейцарии, Швеции, Норвегии и России.


7. Торре де Сан Сатурнино


Башня Торре де Сан Сатурнино.

Сегодня почти ничего не известно об оккупации Галисии викингами. Построенная в VIII или IX веке, башня «Торре де Сан Сатурнино» защищала район Понтеведра от этих северных мародеров. В галисийских преданиях остались описания сражений за эту башню. На протяжении веков Торре-де-Сан-Сатурнино не только служил в качестве защиты региона, но и был маяком для дружественных судов (башня была расположена на Риа-де-Ароса).

Хотя исторические записи свидетельствуют о пребывании викингов в Галисии между 840 годом и XI веком, до сих пор не проводились научные исследования этого факта. Ирен Гарсия Лоскино из Университета Абердина обнаружила поблизости курганы, которые она считает подобными структурам, используемым викингами для зимовки в Великобритании.


8. Кельтский Олимп


Монте Пиндо.

Монте Пиндо многие называют галисийским Олимпом или кельтским Олимпом. Доказательства обитания человека в данном районе восходит к 4000 году до нашей эры. С незапамятных времен гора была священным местом .Согласно легенде, доримские жители Галисии собирали ночами на горе цветущие травы и проводили ведьминские шабаши. Один епископ как-то отлучил от церкви всех людей, которые занимались «языческой любовью» на Пиндо.

В горе полно пещер и наскальных росписи, что делает ее идеальным местом для мифов. В X веке епископ Ирия Флавия построил замок на вершине Монте Пиндо, чтобы защитить себя от прибрежных набегов, но этот замок был разрушен в 1467 году. После того, как лесной пожар в 2013 году уничтожил 1600 гектаров леса, ученые увидели таинственные крестообразные петроглифы на горе.


9. Стены Луго


Нетронутые римские стены.

В 61 г. до н.э., римляне захватили Галисию. Их строительные проекты навсегда изменили ландшафт этого региона. Наиболее значительным подобным достижением стали стены Луго. Древний город был основан кельтскими племенами и назван в честь их божества Лугоса, который принес в этот мир свет и искусство. Сегодня Луго - город с населением около 100 тысяч, который является единственным в мире городом, окруженном нетронутыми римскими стенами.

Построенная между 263 и 276 годами нашей эры, 15-метровая в высоту стена «Muralla Romana de Lugo» до сих пор опоясывает центр города Луго и тянется на 2100 метров. На ней сохранились 49 оригинальных башен, которые полностью нетронуты, и 39 башен, которые были значительно повреждены в течение прошедших веков.


10. «Путь Святого Иакова»


Путь Святого Иакова занесен в список охраняемых памятников ЮНЕСКО.

Паломники посещают «Эль Камино де Сантьяго» или «Путь Святого Иакова» более 1000 лет. После того, как Иисус умер, Святой Иаков отправился на Пиренейский полуостров, чтобы евангелизировать его. В 44 г. н.э., после возвращения в Иерусалим, он был обезглавлен. Легенда гласит, что труп Иакова был помещен в лодку, которая отплыла в Галисию. В IX веке некий отшельник имел видение места захоронения Святого Иакова.

Этому захоронению приписывали многие чудеса, и оно быстро стало популярным местом паломничества. В 1140 году, после того, как это место было упомянуто в «Кодексе Каликста» (который по сути был первым в мире путеводителем), Сантьяго-де-Компостела стал одним из самых ранних туристических маршрутов, куда потянулись паломники со всего мира.

По материалам: listverse.com
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/240217/33586/

5 гениальных изобретений прошлого, секрет которых не раскрыт и по сей день



Страдивари пробует инструмент, XIX век. | Фото: diletant.media.
В XXI веке люди склонны испытывать чувство превосходства, оглядываясь в прошлое. Однако для подобной надменность поводов нет. Несмотря на отсутствие передовых технологий, интенсивного развития науки, в древности было изобретено немало вещей, которые выходят за рамки современного понимания. Многие из них ученые не могут воссоздать до сих пор.
Скрипка Страдивари


Антонио Страдивари - итальянский создатель музыкальных инструментов. | Фото: set-info.ru.
Антонио Страдивари – создатель музыкальных инструментов, самые знаменитые из которых скрипки. До наших дней их дошло чуть более 700. Невероятное по чистоте и глубине звучание делает каждый инструмент Страдивари уникальным. Прошло почти 300 лет со дня смерти итальянского мастера, а его творения до сих пор живы. Более того, скрипки почти не постарели, и их звучание не ухудшилось.




Скрипка Страдивари. | Фото: wpr.org.
Исследователи до сих пор теряются в догадках, как Страдивари удавалось достичь таких высот в изготовлении скрипок. Существует несколько популярных версий. Одни считают, что все дело в форме. Антонио Страдивари удлинил корпус инструмента, а внутри сделал заломы. Другие ученые склоняются к версии об особых материалах, из которых мастер делал скрипки: нижние деки выполнялись из клена, а верхние – из ели. Третьи утверждают, что все дело в особой пропитке. Мастер изначально вымачивал корпус в морской воде, а затем пропитывал его некими смесями с особыми смолами.

Но, когда скрипку Страдивари покрывали современным лаком, звучание не менялось. В ходе другого эксперимента с нее соскребали лак полностью, но качество звука оставалось прежним. На сегодняшний день повторить творения великого мастера не может никто.
Гибкое стекло


Древнеримский стеклянный стакан. | Фото: en.wikipedia.org.
Римская легенда гласит, что когда-то существовало вещество, названное жидким стеклом. Политик Плиний Младший и историк Дион Кассий повсюду рассказывали о стекольщике, который создавал удивительные вещи. Дошло до того, что мастера доставили на суд к императору Тиберию в период между 14-м и 37-м годами нашей эры. Правитель взял чашу из гибкого стекла и бросил ее на пол. Чаша помялась, но не сломалась. Умелец устранил вмятину маленьким молоточком. Тиберий, опасаясь того, что новый материал может подорвать значимость серебра и золота, обезглавил стекольщика.
«Греческий огонь»


Миниатюра Мадридского Скилица, «Хроники» Иоанна Скилицы. | Фото: ru.wikipedia.org.
«Греческим огнем» называют некую горючую смесь, которая использовалась византийцами в морских сражениях, начиная с VII века. В исторических хрониках сохранилось описание действия этого вещества. На море «греческий огонь» был страшным оружием для кораблей противника.

«Греческий огонь» изобрел инженер и архитектор Каллиник в 673 году. Устройство выглядело как медная труба («сифон»), из которой с громкими звуками вырывалась горючая смесь. Дальнобойность установок составляла 25-30 метров. «Греческий огонь» невозможно было потушить, он продолжал гореть и на поверхности воды. Последнее упоминание об использовании горючей смеси в сражении относится к 1453 году. Когда началась массовая эксплуатация оружия на основе пороха, «греческий огонь» потерял свою значимость, а его рецепт был утрачен.
Дамасская сталь


Рисунок дамасской стали. Имитация. | Фото: kulturologia.ru.
По легенде, клинки из дамасской стали могли рассечь падающий на лезвие волосок, легко разрубить железные доспехи. По прочности они многократно превосходили другие мечи. Отличительной чертой дамасской стали считали особые узоры на поверхности. Свое название сталь получила в честь столицы Сирии Дамаска, но известно, что в самом городе не занимались изготовлением оружия. Возможно, это связано с большим рынком в городе, где клинки продавали. К 1700-м годам секрет изготовления дамасской стали был утерян.
Митридатий


Митридатий - универсальное противоядие. | Фото: allday.com.
В древние времена митридатий считался абсолютным противоядием. Своим появлением он обязан понтийскому царю Митридату IV. Правитель считал, что родная мать ежедневно отравляет его малыми дозами яда. Тогда он изобрел зелье, состоящее из 65 ингредиентов. Благодаря антидоту, Митридату IV удавалось не раз избегать смерти. В Средние века митридатий считали панацеей от чумы.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/260217/33608/