Картины русских художников-классиков, после которых хочется уехать из города


«Приезд на дачу». (1899). Автор: Владимир Маковский.

«Приезд на дачу». (1899). Автор: Владимир Маковский.

Русские живописцы веками воспевали природу родных мест с помощью красочной палитры, выплескивая ее на свои холсты. И редко кто из художников, проживая в крупных городах, не "сбегал" на летнее время за город для уединения от мирской суеты, чтобы наполниться вдохновением и отдохнуть. И поэтому художественное наследие живописцев весьма богато на полотна с изображением милых деревянных дачных домиков и больших усадьб.


«Дача в Крыму». Автор: Александр Александрович Киселёв.

«Дача в Крыму». Автор: Александр Александрович Киселёв.


В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.

 «Дача в саду». Автор: Витольд Бялыницкий.

«Дача в саду». Автор: Витольд Бялыницкий.


И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.

«Осенью на даче». Автор: Исаак Израилевич Бродский.

«Осенью на даче». Автор: Исаак Израилевич Бродский.


«Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин


«Около дачи». (1894). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Автор: Иван Шишкин.

«Около дачи». (1894). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Автор: Иван Шишкин.


Иван Шишкин был гениальным пейзажистом и очень любил природу. Его все пейзажи написаны так реалистично и гармонично, что «слышится» как «шелестит» каждый листок на дереве и каждая травинка под ногами. Полотно «Около дачи» - не исключение. Работа как бы пронизана светом и воздухом. А девушка, сидящая на лавочке в глубине композиции, отложила книгу и в задумчивости слушает шум вековых деревьев и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен дают почувствовать прохладу листвы в жаркий полдень.

«На террасе» (1906). Борис Кустодиев.


  «На террасе». (1906). Автор: Борис Кустодиев. Нижегородский художественный музей

«На террасе». (1906). Автор: Борис Кустодиев. Нижегородский художественный музей


Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу. На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.

Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.

«За чайным столом». (1888). Константин Коровин.


« За чайным столом. (1888). Автор: Константин Коровин.

« За чайным столом. (1888). Автор: Константин Коровин.


А Константин Коровин, как-то заглянув на чай в усадьбу к супругам Поленовым, с которыми был дружен, написал полотно «За чайным столом». Василий Поленов был гостеприимным хозяином и любил принимать гостей на даче. На картине Коровина видим чайный стол на террасе и большой медный самовар, за которым в разное время собирались Нестеров, Серов, Остроухов.

«Вечер на террасе (Охотино)» (1915). Автор: Константин Коровин.

«Вечер на террасе (Охотино)» (1915). Автор: Константин Коровин.


«На Академической даче. 1898). Илья Репин


«На Академической даче». (1898). Автор: Илья Репин.

«На Академической даче». (1898). Автор: Илья Репин.


Два века студенты Петербургской Академии художеств писали этюды с лесными и болотными пейзажами на полянах в окрестностях Вышнего Волочка, где находилась академическая дача. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли».

На картине Ильи Репина видим выстроенные в ряд мольберты, за которыми работают студенты. Долгое время преподавателями на этой даче были Куинджи и Верещагин.

«Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович


«Окно на даче». Государственная Третьяковская галерея. Автор: Марк Шагал.

«Окно на даче». Государственная Третьяковская галерея. Автор: Марк Шагал.


Летом 1915 года, поженившись, Марк Шагал и Белла Розенфельд жили на даче под Витебском. Это время было счастливейшим для молодоженов. Под впечатлением художник напишет незамысловатое, но такое теплое полотно «Окно на даче», где видим окошко с откинутой занавеской с видом на березовую рощу. А перед ним - сидящих себя и Беллу.

Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.

«Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский


«Кукольное представление на дачах». Автор: Владимир Маковский.

«Кукольное представление на дачах». Автор: Владимир Маковский.


Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.

«На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.


 «На даче в сумерки». (1890-е). Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Автор: Исаак Левитан.

«На даче в сумерки». (1890-е). Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Автор: Исаак Левитан.


Полотно Исаака Левитана, дачников всех объединяющее. Ни с чем не сравнимо ощущение сумерок на дачах, когда усадьбы погружаются во мрак и лишь в окнах или на террасах загораются теплые огоньки или же пламя костров, и отовсюду слышны тихие разговоры стрекотание цикад, легкий шелест ветерка. Одним словом, весь воздух пропитан дачной романтикой и умиротворяющей тишиной. Видимо поэтому ездят люди из века в век на дачи, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой.

«Дача в Силломягах». Автор: Николай Дубовской.

«Дача в Силломягах». Автор: Николай Дубовской.


«Дача в Крыму». Автор: Ольга Кадовская

«Дача в Крыму». Автор: Ольга Кадовская


«Весна на даче». Автор: Вячеслав Федорович Шумилов.

«Весна на даче». Автор: Вячеслав Федорович Шумилов.


«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.

«Дача Боголюбова и Нечаевой». Автор: Алексей Петрович Боголюбов.

«Дача Боголюбова и Нечаевой». Автор: Алексей Петрович Боголюбов.


Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.

 «На даче». Автор: Федор Решетников.

«На даче». Автор: Федор Решетников.


Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.

На даче. Автор: Павлова Мария Станиславовна.

На даче. Автор: Павлова Мария Станиславовна.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180318/38215/

Комментариев нет:

Отправить комментарий