Впервые за 187 лет воссоединились картины, из-за которых повздорили Тёрнер с Констеблом

Галерея Тейт Британия в Лондоне впервые с 1831 года повесила в одном зале картины Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Более 180-ти лет назад демонстрация этих полотен вызвала между художниками скандал, который бушевал в течение нескольких лет.
Лирический «Вид на собор Солсбери с луга» Джона Констебла вернулся в Тейт после пятилетнего тура по британским галереям, где его увидели около миллиона человек. Пропитанный дождём пейзаж с радугой вокруг собора трактуют как символ надежды для художника, который понемногу начал справляться с глубоким чувством опустошённости после смерти любимой жены тремя годами ранее.
Вид на собор Солсбери с луга
Джон Констебл
1831, 153.7×192 см
Констебл считал эту картину своей величайшей работой, и во время выставки в 1831 году она недолго висела рядом с «Дворцом и мостом Калигулы» Уильяма Тёрнера. Этот вид на развалины памятников древности критик из газеты «Таймс» назвал тогда «одним из самых красивых и великолепных пейзажей, задуманных или изображённых».

В 1831 году Констебл состоял в комиссии Королевской академии по развеске,ответственной за размещение картин на выставке. Первоначально он отвёл Тёрнеру одно из лучших мест в центре торцевой стены Большого зала Сомерсет-хауса, где располагалась академия. Но незадолго до открытия экспозиции он заменил полотно соперника собственным — и этот поступок вспыльчивый Тёрнер ему так и не простил.
Дворец и мост Калигулы
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1831, 137.2×246.4 см
Вот как описывает последствия британский автор Питер Акройд: «После этого злосчастного инцидента оба художника оказались на приёме, где, согласно одному из свидетелей, „Тёрнер налетел на Констебла как кувалда; без толку было убеждать Тёрнера, что перестановка была в его пользу, а не в пользу Констебла. Он не унимался весь вечер, к большой потехе собравшихся…“ Ещё один очевидец поведал, что „Тёрнер напал на соперника как хорёк; всем было ясно, что Тёрнер его презирает… Должен сказать, что, на мой взгляд и, думаю, в общем мнении тоже, Констебл выглядел как жалкий преступник, а Тёрнер, добавлю, терзал его безо всякой жалости“».
Открытие моста Ватерлоо 18 июня 1817 года
Джон Констебл
1832, 130.8×218 см
Годом позже картины обоих пейзажистов снова оказались рядом на той же стене. «Открытие моста Ватерлоо» Констебла было сложным полотном, над которым он работал в течение десяти лет. А «Хеллевутслёйс» Тёрнера казался более простым морским пейзажем. Незадолго до открытия Констебл наводил «последний глянец» на свою работу красной киноварью. Тёрнер вошёл, посмотрел на обе картины, а затем добавил свинцовым суриком одну деталь к своей — маленький красный буй,покачивающийся на волнах. Яркое пятно мгновенно привлекало внимание зрителей,пригасив цвета на картине Констебла. Последний жаловался, что «он был здесь и сделал свой выстрел».


Пройдите тест от «Артхива» «Уильям наш, Тёрнер»
Хеллевутслёйс. Выход в море
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1832, 91.4×122 см
«Вид на собор Солсбери с луга» долгое время находился в Национальной галерее в Лондоне на правах аренды, но в 2013 году владелец решил выставить его на продажу. Чтобы оставить картину в Британии, был объявлен общенациональный сбор пожертвований, и в результате шедевр пополнил коллекцию Тейт. Затем пейзаж отправился в длительное турне, названное «Стремление», и в каждой галерее вокруг него были организованы выставки.

«Констебл хотел, чтобы его работу увидели как можно больше людей по всей стране. Его стремлением было сделать этот монументальный шедевр доступным как можно более широкой аудитории», — пояснил Алекс Фаркхарсон, директор Тейт Британия.
Фото via The Telegraph
Сейчас «Вид на собор Солсбери с луга» и «Дворец и мост Калигулы» в новых рамах воссоединились на выставке «Огонь и вода» в галерее Тейт Британия. Их дополняют обзоры, в которых отмечены поэтическое воображение Тёрнера и натурализм Констебла. Экспозиция продлится до июля.
https://artchive.ru/news

Комментариев нет:

Отправить комментарий